Nolic писал(а):в таком случае можно ли говорить об "опоре на себя" если внимание поглащается внешним обьектом
Это правильный вопрос. В разных темах я излагал (подчеркну в сотый раз - сугубо своё понимание даже не традиции и не канона, а скорее Пелевина) своё понимание концепции рупа. В моём понимании это не материальная вселенная снаружи, а компрекс ощущений связанных с этим внутри. Ощущения, ощущения, ощущения. Понятие нимитты я понимаю как образ, отражение - отражение внешнего во внутреннее. Т.е. мало смотреть на объект снаружи ощущая его снаружи. Смотреть лучше не на небо в облаках, а на внутреннее ощущение высоты. "
Я ощущаю высоту неба". "
Я ощущаю синеву неба". "
Я ощущаю мимолётность облаков". Глаз направляем в небо, ум направляем в себя. Таким образом я понимаю что внешняя реальность оборачивается одной из четырёх основ осознанности, при том что все основы сугубо внутренние.
Так что нет ничего внешнего, есть только внутренние ощущения. В дзен это одна из ходовых тем для дискуссий, типа "...ученик, смотри, этот тяжелый камень снаружи или внутри твоего ума... а как ты пойдёшь тогда с такими камнями в голове, если отвечаешь что все они внутри...". Мой ответ в том, что ощущение камня внутри головы, а когда отвернулся - и ощущения нет, и камень не важен.
Также в рамках этих практик наблюдения ощущений таких как они есть можно в какой-то момент выйти на ощущение "сижу спокойно". Вот на нём есть смысл остановиться на подольше. А для этого надо замедлить саму смену ощущений, остановиться на чём-то одном и успокоиться.
Про "
я ощущаю" - у буддистов в моде эдакое юродствование дескать меня нет, и избегается частица я. Но по мне это вредит, мешает осознанности.
Также если где-то в традиции говорится что "дыхание в этом состоянии отсутствует" это я понимаю как "<ощущение> дыхания отсутствует". Просто слово ощущение часто опускается, т.к. оно подразумевается как само собой очевидное и излишнее.
Ну, как водится -ещё раз дисклэймер, всё ИМХО, ничего личного.