Nwad писал(а):Ведана.
Она бывает прячтной, неприятной и нейтральной. И является результатом прошлой каммы.
А то как мы на нее реагируем - созданием новой.
Значит мы об одном и том же.
Считаю что проблемой волевой реакции на ведану является неведение того что она нам не принадлежит. Другими словами из за цепляния за ведану, а кто говорит цепляние говорит жажда и говорит дуккха.
Да, из-за невежества ведана может вызывать танху.
То есть, на сколько я понимаю, если нет цепляния к приятному и не приятному то нет и дуккхи (давления, тяжести, ноши...) относительно выданы.
Нет.
Может не быть дуккхи (точнее доманассы) из-за цепляния к идеям ( напрмер: "это - я", "это моё", "я являюсь этим"), но дуккха и суккха телесная так или иначе будут.
Тут нужно понять что такое приятное и неприятное по своей природе.
Это то состояние веданы, которое она принимает: дуккха либо суккха.
Как мне видится - приятное и неприятное имеют одну природу, лиш амплитуда чувства делает из приятного - неприятное и наоборот. (Сахар - сладко, много сахара - горько; мягкое прикосновение - приятно, сильное прикосновение - непричино; аналогично со звуком, запахом, светом, мыслью) Другими словами Арахант чувствует ведану как ведану, не воспринимая ее на приятную или неприятную, но различая её амплитуду.
На БФ у махаянцев такое мнение встречал.
Нет, Арахант различает дуккху и суккху. Нет механизма по причине которого он бы не мог этого делать.
Достижение Ниббаны пресекает появление группы неблагих четасик, но всё остальное работает, как и прежде. В т.ч. и рупа и ведана Араханта.
С абсолютной точки зрения любая ведана это дуккха.
Но только в неведающем природу веданы уме она становится дуккхой или суккхой.
С абсолютной т.з. и сознание будет иметь элемент страдания т.к. аничча.
приятное будет дуккхой для просветлённого по сравнению с Ниббаной, но без сравнения с Ниббаной оно будет вполне себе суккхой.
Ум лишённый неведения, отбросил и дуккху и суккху воспринимая феномены такими какими они являются, без эмоциональной окраски, ревностно.
В этом случае это обозначало бы, что Арахант лишён веданы. Но это не так.