1. Все люди разные по своим врождённым качествам. Если даже отмести врождённый соц.статус (кто-то родился в богатой и влиятельной семье, кто-то в бедной) и предположить, что уже волшебным образом дано некое государство, в котором "все равны", то всё равно равенства не будет. Кто-то от природы глупый, а кто-то умный, кто-то больной и слабый, а кто-то здоровый и сильный. Это первое природное неравенство, на основе которого возникали, возникают и будут возникать всевозможные конфликты между конкретными людьми, и от него никуда не деться. (И я уже не говорю про духовные качества. Кто-то от природы мягкий, сострадательный и добродушный, а кто-то склонен к злости, соперничеству и насилию.)
2. Разность веры. Покуда на планете существуют несколько религиозных конфессий никакого всеобщего консенсуса и близко не будет. И вожди пролетариата это понимали, почему и притесняли религию, хотя идея самоубийственная - сколько существует человечество, столько и существуют учения о загробной жизни. И будут существовать. И последователи каждого учения будут утверждать, что именно их учение истинно, а остальные - нет. Иначе и быть не может. Вопрос только в том, насколько навязчиво они будут это утверждать. (Например: "Ну, ты заблуждаешься, конечно, но дело твоё - тебе же пожинать плоды. А я буду рад оттого, что сам на верном пути." или "Сейчас же прекрати говорить ерунду! Не вынуждай меня принимать меры!")
3. Разные социальные функции + слишком большой и сложный социум + слишком маленький срок жизни существ. Невозможно сделать так, чтобы каждое существо, хоть раз в жизни постояло "у руля". Значит уже - кто-то будет править, а кто-то подчиняться. И это самое "жёсткое" неравенство.
Велеслав писал(а):Вообще то, коммунизм от слова коммуна. А коммуна без консенсуса - не работает.
Которое вовсе не способствует консенсусу.
Если мы живём в коммуне, где 100-200 человек, то ещё можно договориться о периодической смене обязанностей - сегодня вождь, через год (полгода) - советник вождя, ещё через год (два-три) - охотник, ещё через год (два-три) - земледелец и т.д. И ввести это как основу существования коммуны (при этом, конечно, забыв о большей части достижений цивилизации, которые достигались сообща миллионами людей и с разделением труда и обязанностей). И тогда-таки да, каждый воочию увидит "каково другому" и побывает в его шкуре. И это (по идее, теоретически) будет способствовать взаимопониманию и гармонии между всеми без исключения членами сообщества. (Хотя, опять же, не стоит забывать, что бывают умные, а бывают глупые. И подчиняться глупым приказам глупого вождя не все будут рады, не смотря на то, что по договорённости пришла его очередь править. Точно также, как никому не понравится охотиться вместе с тем, кто не умеет быстро бегать.) И к тому же нужно понимать, что если сообщество слишком большое и срок жизни каждого существа слишком мал, то до кого-то очередь править даже потенциально не может дойти.
В общем, коммунизм - это красивая сказка. В реальном человеческом мире как неравенство и расслоение социума всегда было, так оно всегда и будет до периода разрушения мира. Ибо даже если всем всего всегда будет хватать, всё равно будут красивые, а будут некрасивые и уже даже это будет причиной для конфликтов.
Агганнья сутта: О происхождении ДН 27
...И эти существа, Васеттха, долгое время продолжали наслаждаться этой приятной на вкус землёй, питаясь ею. И поскольку они так питались, у них появились тела. Одни были красивы, другие уродливы. И красивые стали презирать некрасивых, думая: «Мы красивее, чем они»...
...Затем, Васеттха, когда вкусная земля исчезла, начали расти грибы. У них был цвет, запах и вкус. Они были цвета качественного топленого масла и очень сладкими, как чистейший дикий мёд. И эти существа начали есть эти грибы. И они наслаждались ими очень долгое время. И по мере того как они продолжали так питаться, их тела и далее продолжали становиться более грубыми, и различия во внешнем облике становились ещё более заметными. Одни становились красивее, а другие уродливее. И красивые презирали некрасивых, думая: «Мы красивее их, они не такие красивые как мы»...
...Затем появились ползучие растения, растущие быстро, подобно бамбуку, и у них был цвет, запах и вкус. Они были цвета качественного топленого масла и очень сладкими, как чистейший дикий мёд. И эти существа, Васеттха, стали питаться этими ползучими растениями. И они наслаждались ими очень долгое время. И по мере того как они продолжали так питаться, их тела и далее продолжали становиться более грубыми, и различия во внешнем облике становились ещё более заметными, так что, как и раньше, красивые презирали некрасивых...
Такова природа нашего мира - он создан с целью причинять и радость и боль. И его не переделать. Лучше заняться чем-то полезным. (С тем, что капитализм, какой есть сейчас - зло, не спорю. Социализм, по идее, куда лучше.)
P.S.
Кстати, кажется, два единственных "ништяка" существования по большому счёту - это чувственные удовольствия (тут я для себя смело скинул всё в кучу - и тёплую ванну в человеческом мире, и бесформенное существование в арупа-локе, хотя это, понятное дело, "небо и земля"; и первое - это грубое, кратковременное удовольствие, а второе - скорее почти неисчерпаемое и непрерывное блаженство, но все же и там и здесь сукха-ведана) и власть творить (власть творить, например, красивые картины или власть творить себе подобных или власть творить судьбы других - всё равно это власть творить). И всё. Всё то великое разнообразие приятных ощущений, которое может познать существо умещается в эти два простых словосочетания, остальное - просто их проявления и сопутствующая мишура. И только Ниббана выступает полной противоположностью всему - абсолютный покой, прекращение, конец. Вот это по-настоящему фундаментально. Потому я и верю Будде.