SV писал(а):И я, как буддист, очень рад, что Будда призывает учиться видеть вещи в соответствии с объективной реальностью (yatha-bhuta), а не полагаться на субъективизм. И в этом смысле буддизм прекрасно пересекается с наукой, которая тоже пытается увидеть вещи в точности также - в соответствии с объективной реальностью.
Попробуй рассказать о плоской земле или о дэвах накуе. Или об аде и посмотри, что будет
Если хочешь, даже я могу тебе пооппонировать с т.з. неверующего. И попробуй мне доказать, что у тебя не субъективное представление, а некая истина в последней инстанции.
Опыт, кстати, показывает, что и "свято поверившие" из него уходят. Так что причина может быть и в другом. Например - в сложности доктрины (слишком у вас тут наворочено, хочу проще, чтоб "свечку поставил, и домой" (или - тот же вариант, но с другой стороны "ретритик посетил - и проблемы разрешились"). Либо в банальнейшем нежелании работать со своими загрязнениями ума (а то и вовсе нежелании признавать, что эти загрязнения, оказывается, наличествуют ["у меня-то любимого"]). Ладно там ещё злоба, она мешает частенько (как пел Раммштайн "Я ненавижу ненавидеть и ненавижу себя за это"
). А как речь заходит о самомнении или - тем более - жажде - то сразу "давай досвиданья". Так что дело может быть не в вере вообще.
Сложность доктрины или желание/нежелание работать с загрязнениями - это всё вторично. Ты же прекрасно знаешь ,что есть десятки миллионов буддистов, которые особо не работают в этом направлении. Также, как есть десятки тысяч христиан, которые увлекаются буддизмом и даже медитируют не уходя из христианства.
В конечном итоге всё-равно внутренняя предрасположенность сыграет роль: т.е. есть ли сомнения и разрешаются ли они. Вот это будет важным.
(допускаю, что в неком малом проценте случаев может быть по-другому, но полагаю, что это крайне редкий случай)