Если это присутствует, как должна выглядеть формальная медитация? На что медитировать? Куда двигаться дальше, чтоб развивать этот внутренний взор?SV писал(а):4-ая сатипаттхана. Если вы в нужный момент научились применять противоядия для уменьшения негативных состояний и увидели, что они действительно тут же сработали − это плод практики четвёртой сатипаттханы.
Если следовать вашему описанию, то всё это получается в течении дня. Присутствует даже такой момент, что вспомнив какое-то вчерашнее события, я могу описать в каком состоянии был ум тогда. Обратил внимание на то, что каждый человек, с которым вступаешь в контакт (поздоровался, поговорил, увидел, по телефону общался) вызывает одно и тоже состояние ума, свойственное уму только при общении с этим конкретным человеком, да кстати и с животными тоже самое. Получается каждое ЖС вызывает определённое состояние ума. Ну "состояние ума" я думаю громко сказано будет. Скорее какой-то эмоциональный фон. Хотя мысли тоже окрашиваются в этот фон и соответственно ему, приходя в голову. Возможно это прошлые впечатления от общения с этим ЖС. В таком случае получается ум достаёт "карточку" этого ЖС и одевает маску для общения с ним. Так же обратил внимание на манеру разговора с людьми. Если честно это довольно таки интересно всё это наблюдать в себе. Частенько ловил себя на завышенном самомнении, когда спрашивали о том, о чём я знаю ну просто на отлично. Вот пишу это всё и понимаю, что читающий поймёт совершенно всё не в том ключе, или грубо - как написано. Но всё это настолько тонко и так быстро проносится в уме, что дольше пишешь.SV писал(а):3-яя сатипаттхана − это ум. Многие люди вообще неспособны напрямую созерцать свой ум, т.е. не обладают саморефлексией или она у них очень слабая. Поэтому это ещё более утончённая сатипаттхана, и для её эффективной практики требуется иметь изрядную долю осознанности (сати), а также и мудрости, функция которой − видеть вещи в соответствии с действительностью. И действительно, направляя свой взор на 3-юю сатипаттхану, т.е. ум, нужно уметь распознать его состояние. Он может быть в данный момент подвержен апатии/лени, возбуждению, недовольству, жажде, самомнению, любопытству или анализу и прочим умственным состояниям. Способность ясно (а не искажённо или обманывая себя) видеть эти состояния в данный момент времени развивается как раз практикой 3-ей сатипаттханы.
Формальная медитация по этой стадии. Специально на состояние ума я не медитирую. Как сознательный начинающий буддист пытаюсь медитировать на дыхание, но при этом прекрасно вижу как ум бегает по мыслям, как они в нём вызывают вспышки разных желаний, эмоций, цепочки мыслей. Прерываю их, и дальше слежу за дыханием. Прервать их по-моему невозможно. Они прилетают как мухи. Даже невозможно определить с какой стороны они приходят. Они похожи на магниты среди металлических опилок. Только появилась мысль, она тут же как магнит начинает притягивать опилки в виде нагромождения "решалок" всяких. Ну например...та же карта на сайте. Только вспомнил про неё, тут же запускается механизм решения задачек и выходит список того, что нужно сделать по ней. И всё это настолько быстро происходит, что не замечаешь как уже цвет ячеек выбираешь в меню. Ум.......
Ну в принципе 3-я и 4-я тут пересекаются. Как в 4-ой медитировать, когда она больше подходит для активной медитации, а не для сидячей? Над каким феноменом "потеть"?SV писал(а):4-ая сатипаттхана − это феномены. Это ещё более утончённая вещь, так как здесь внутренний взор пытается увидеть не просто состояние ума, а разные умственные процессы и их взаимосвязь. Например, способность созерцать "в он-лайн режиме" как уделение внимания приятному объекту вызывает страсть, а неприятному − неприязнь.