Самадхи и Випассана

Список форумов Теория и практика БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Описание: Всё, что касается практики в самом широком смысле.

#1 Qvipral » 27.04.2015, 16:23

здравствуйте, у меня разные вопросы
1 что такое самадхи в учении Будды?
2 приводит ли к самадхи анапанасати?
3 чем отличаются практики випассана, сатипатхана и анапанасати?
спасибо!
Qvipral
Аватара
Репутация: 5
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 22.04.2015
Традиция: Нет

  • 1

#2 SV » 27.04.2015, 19:06

Для начала неплохо было бы посмотреть какие темы уже поднимались в данном разделе. Хотя бы эта... /viewtopic.php?f=9&t=1159
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#3 Qvipral » 27.04.2015, 19:51

SV писал(а):Для начала неплохо было бы посмотреть какие темы уже поднимались в данном разделе. Хотя бы эта... http://forum.theravada.ru/viewtopic.php?f=9&t=1159
это я до и посмотрела, вы молодец! :yes: ... а на вопросы не хотите коротко ответить?

. . . :shock: Zoom! (с буддийского форума) это вы?
Qvipral
Аватара
Репутация: 5
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 22.04.2015
Традиция: Нет

#4 SV » 27.04.2015, 20:39

... а на вопросы не хотите коротко ответить?

Можете здесь посмотреть ещё: /viewtopic.php?p=16275#p16275
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#5 Qvipral » 27.04.2015, 21:04

спасибо. получается шаматха, самадхи и випассана это просто три качества ума практикующего. понятно. вопрос. почему именно самадхи выделено в отдельный этап благородного 8ричного пути? складывается впечатление (может быть не правильное) что это и есть "то самое" кульминация пути.
Qvipral
Аватара
Репутация: 5
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 22.04.2015
Традиция: Нет

  • 1

#6 Detonator » 27.04.2015, 21:48

Qvipral писал(а):шаматха, самадхи

Это одно и то же иностранное слово по разному перетащенное на русский.

Qvipral писал(а):что это и есть "то самое" кульминация пути.

это состояние имеет разную "глубину". Типа "подпрыгивать", "взлететь", "парить"...
Detonator
Аватара
Репутация: 947
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

#7 Qvipral » 27.04.2015, 22:07

Detonator писал(а):Это одно и то же иностранное слово
да нет - это как раз разные термины. Detonator вам может и не стоит отвечать на вопросы... я например вас не спрашивала)
Qvipral
Аватара
Репутация: 5
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 22.04.2015
Традиция: Нет

#8 SV » 27.04.2015, 22:11

почему именно самадхи выделено в отдельный этап благородного 8ричного пути?

Потому что в итоге требуется развить именно сосредоточение, собранность / не-распылённость сознания. Всякие другие факторы этому будут способствовать (как факторы просветления, например), иные (как пять помех, например) будут этому мешать.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#9 Qvipral » 27.04.2015, 22:15

ясно спасибо! и анапанасати позволяет все это развивать, да, в том числе и дхьяны?
Qvipral
Аватара
Репутация: 5
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 22.04.2015
Традиция: Нет

  • 1

#10 SV » 27.04.2015, 22:22

Да, анапанасати как, скажем так, "технический метод" позволяет развить самадхи до максимально нужного уровня. Но тут важно понимать такую вещь, что если ум не подготовлен должным образом к его культивации посредством данной техники (да и любой другой какую только можно придумать), то все усилия будут тщетны - даже если их приложить колоссальное количество в течение длительного времени.

И наоборот, если ум возделан и подготовлен - то с помощью этой техники, теоретически, можно достичь полного просветления за довольно короткий срок (скажем там, за 7 дней). Прецеденты сии есть в каноне.

Если вам интересно более глубоко ознакомиться с теорией анапанасати/сатипаттханы, то рекомендую прочитать это: http://www.theravada.ru/Teaching/Books/Structure_ ... tructure-anapanasati-01-sv.htm С наскока не получится - там каждое предложение нужно обдумывать довольно долго, чтоб понять что к чему.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#11 Qvipral » 27.04.2015, 22:24

т.е. анапанасати ум не "возделывает"? а что тогда? нравственность и мудрость?

спасибо, буду читать.
Qvipral
Аватара
Репутация: 5
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 22.04.2015
Традиция: Нет

  • 1

#12 SV » 27.04.2015, 22:28

т.е. анапанасати ум не "возделывает"? а что тогда? нравственность и мудрость?

Анапанасати, по факту если смотреть, развивает в основном всего несколько факторов. Естественно, само сосредоточение, а также бдительность (сампаджаннья), осознанность (сати). Всё остальное - едва ли (или очень косвенно и несущественно). Остальные нужные вещи развиваются другими аспектами и элементами Пути, как и устранение всяческого рода помех. Если бы всё было до примитивного просто (следи за дыханием и всё само случится) - то Будда не стал бы давать лекций объёмом под 10.000 страниц :smile:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#13 Qvipral » 27.04.2015, 22:33

ну понятно. но если следовать наставлениям из анапанасати сутты, то там прибавляется сатипатхана и еще многое.. тогда видимо этого уже полный метод для развития и шаматхи и випассаны и самадхи?
Qvipral
Аватара
Репутация: 5
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 22.04.2015
Традиция: Нет

  • 2

#14 SV » 27.04.2015, 22:49

Нет, вы не поняли. Анапанасати - это и есть сатипаттхана. Точнее, это просто частный её аспект/вариант. Вы нисколько не ошибётесь, если скажете, что практикуя анапанасати, практикуете тем самым сатипаттхану - потому что упражнения, описанные в анапанасати, соответствуют по факту любым иным упражнениям сатипаттханы - нюанс только в том, что в анапанасати развиваются больше другие факторы, а в иных методах сатипаттханы - иные.

Или, если не пудрить мозги, сатипаттхана - это всяческие созерцательные практики, связанные с наблюдением ума и тела. Анапанасати - частный случай такого наблюдения.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#15 Qvipral » 27.04.2015, 22:57

теперь понятно.
последний вопрос:
SV писал(а):если ум возделан

как его возделать? нравственность и мудрость?
Qvipral
Аватара
Репутация: 5
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 22.04.2015
Традиция: Нет

  • 4

#16 SV » 27.04.2015, 23:16

По-разному. Ум вещь комплексная и сильно индивидуальная. Качеств, которые требуются и которые нужно убрать тоже много самых разных. Поэтому и методов много, в том числе и "не технических", а "жизненных" - т.е., грубо говоря, для развития определённых качеств и устранения определённых плохих, нужны некоторые определённые жизненные обстоятельства и ситуации, которые нужно эпизодически или даже постоянно проживать. На эту тему можно толстую книжку написать, в 2 словах тут не объяснить. Собстна, палийский канон и есть та самая толстая книжка - там же по большей части всё о практике - а отвлечённых ненужных вещей не так там и много. Читайте, изучайте, примеряйте на себя. На мой взгляд - это единственный работоспособный подход к буддизму. Смотрите какие качества у вас лучше развиты, а какие хуже, какие загрязнения сильнее других загрязнений, работайте с этим соответственно, но опять же не постоянно, а эпизодически занимаясь какими-нить иными практиками - чтобы гармонично расти. А чтобы всё это понять, опять-таки, нужно себя постоянно наблюдать - в разных жизненных ситуациях в том числе, в быту, а не только в медитации. По этой причине я всё время и повторяю, что всякие медитационные ретриты - это попсовая фигня, так как практика должна стать частью жизни и должна длится десятками лет непрерывно - потому что очень много всего нужно сделать, очень много нужно наблюдать себя, и для этого нужно колоссально много времени - годы, десятилетия. Ну и опять же тут у вас рано-поздно встанет изначальный мировоззренческий вопрос - а нафига мне всё это нужно, если всё так сложно? Соответственно, как видите, основой, на которой всё будет держаться - будут устаканенные воззрения (попросту - буддийская вера). Если её нет - то максимум чего удастся достичь - это некоего относительно небольшого устранения негативных качеств и развития некоторых позитивных - но дальше этого ничего не двинется, а, скорей, застопорится на этом уровне.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#17 Detonator » 27.04.2015, 23:47

Qvipral писал(а):да нет - это как раз разные термины. Detonator вам может и не стоит отвечать на вопросы... я например вас не спрашивала)

А я напротив не прочь пообщаться. Тут мало новых персонажей появляется.
Detonator
Аватара
Репутация: 947
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

  • 2

#18 masterjack » 28.04.2015, 07:24

SV писал(а):Если бы всё было до примитивного просто (следи за дыханием и всё само случится) - то Будда не стал бы давать лекций объёмом под 10.000 страниц :smile:

можно предположить, что таки все так и есть - примитивно просто.
но т.к. люди хотят постоянно чего-то особенного, вот такого, или вот эдакого,
с ними приходится возиться, рассказывать им постоянно что-то, удерживая их интерес
или подыскивая нужные слова чтобы они сами проявляли интерес.

это как с г-нковской "джаст обзёрв, пейшентли энд порсистентли"
которое дошло спустя 8 лет.

правда самой анапанасати мирянину будет маловато.
(для "возделывания" ума нужно научиться фиксировать объекты и состояния ума)
но она дает хороший задел, базу для обнаружения других сатипатхан.

пусть меня и не спрашивали, но я и без спроса могу ответить :)
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#19 amv » 28.04.2015, 14:10

masterjack писал(а):можно предположить, что таки все так и есть - примитивно просто.
но т.к. люди хотят постоянно чего-то особенного, вот такого, или вот эдакого,
с ними приходится возиться, рассказывать им постоянно что-то, удерживая их интерес
или подыскивая нужные слова чтобы они сами проявляли интерес.
Все факторы необходимы.
Плюс иногда лучше вообще не начинать практиковать самадхи, если не реализованы предыдущие факторы пути. Вот к слову сутта ниже о монахе, который из-за самадхи впал в негативные состояния.
Это же относится и к сатипаттхане. Не зря везде стоит приставка "оставив влечение и недовольство к миру", то есть уже необходимо достаточно далеко продвинуться.
Qvipral писал(а):как его возделать? нравственность и мудрость?
Мегхия сутта
«Мегхия, когда освобождение ума не созрело1, пять вещей ведут к его созреванию. Какие пять?
(1) Вот, Мегхия, у монаха хорошие друзья, хорошие спутники, хорошие товарищи. Когда освобождение ума не созрело, такова первая вещь, которая ведёт к его созреванию.
(2) Далее, монах нравственен. Он пребывает, обуздывая себя Патимоккхой, обладая хорошим поведением и [подобающими] средствами, видя опасность в мельчайших проступках. Возложив на себя правила тренировки, он тренируется в них. Когда освобождение ума не созрело, такова вторая вещь, которая ведёт к его созреванию.
(3) Далее, монах слушает по желанию, без сложностей и проблем, беседу, связанную с отшельнической жизнью, которая ведёт к раскрытию сердца, то есть – беседу о малом количестве желаний, о довольствовании [тем, что есть], об уединении, об отсутствии связанности [с другими], о зарождении усердия, о нравственном поведении, о сосредоточении, о мудрости, об освобождении, о знании и видении освобождения. Когда освобождение ума не созрело, такова третья вещь, которая ведёт к его созреванию.
(4) Далее, монах зародил усилие к оставлению неблагих качеств и обретению благих качеств. [В этом] он силён, упорен в старании, не откладывает [своей] обязанности развивать благие качества. Когда освобождение ума не созрело, такова четвёртая вещь, которая ведёт к его созреванию.
(5) Далее, монах мудр. Он обладает мудростью, которая различает происхождение и исчезновение – благородной, проницательной, ведущей к полному уничтожению страданий. Когда освобождение ума не созрело, такова пятая вещь, которая ведёт к его созреванию.
amv M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 1740
Сообщения: 1267
Зарегистрирован: 22.09.2014
Традиция: Тхеравада

#20 SV » 28.04.2015, 15:15

можно предположить, что таки все так и есть - примитивно просто.
но т.к. люди хотят постоянно чего-то особенного, вот такого, или вот эдакого,
с ними приходится возиться, рассказывать им постоянно что-то, удерживая их интерес
или подыскивая нужные слова чтобы они сами проявляли интерес.

То есть, по-вашему, Будда фигнёй 40 лет занимался. Ведь всего-то нужно было только "по гоенковски" джаст обзёрв... :lol: Не - я-то не против. Хотите джаст обзёрв - практикуйте, хоть всю жизнь. Только не надо потом говорить что "буддизм фигня и не работает".
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

След.

Вернуться в БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 58 гостей

cron