Топпер писал(а):Вообще было бы интересно открыть даже отдельную тему о вреде медитации в некоторых случаях. По моему это ещё не обсуждалось даже на других буддийских форумах.
С подачи бханте Топпера, открываем наши дебаты на данную непростую тему.
С точки зрения психиатрии, имеются 2 основных диагноза, при которых занятие духовной практикой, в частности, медитацией, может быть опасно для здоровья. Таковыми душевными недугами являются:
1. Шизофрения
2. Эпилепсия
Теперь я объясню, почему при этих заболеваниях медитация скорее может принести вред, чем пользу.
Начнем с шизофрении. Для этой болезни характерно свойство, называемое "расщепление". Оно отражено даже в названии заболевания: на греческом schizo - раскалывать, phreno - душа. Как любой психиатрический симптом, расщепление имеет тотальный характер, то есть проявляется во всех без исключения сферах психики. И, в зависимости от конкретного человека, его психологических особенностей, первые признаки расщепления выглядят по разному, постепенно усиливаются и захватывают все новые и новые сферы. Со временем этот процесс приводит к неадекватному восприятию действительности и неадекватному же поведению, а в конце происходит распад психики.
Любая медитация является трансовым состоянием, которое характеризуется явлением диссоциации - "разделением" сознания и бессознательного, когда сознание временно как бы притухает, засыпает, и становиться более активным бессознательная часть психики. Очевидно, что мы имеем дело с частным случаем расщепления, которое характерно для шизофрении. Беда в том, что, если для здоровой психики после окончания медитации и выхода из транса не составляет большого труда восстановить нормальное положение вещей, когда сознание и бессознательное работают согласованно и взаимно дополняют друг друга, то для психики больного шизофренией характерна природная склонность к диссоциации и трудности с обратным процессом - ассоциацией. Таким образом, занятие медитацией в случае шизофрении усиливает и углубляет и так уже изначально присутствующее у человека расщепление, что может привести больного человека к психозу, с галлюцинациями, бредом, паранойей и другими весьма неприятными симптомами. Кроме того, усиливающееся расщепление ускоряет прогрессирование болезни, то есть, психика начинает разрушаться быстрее, чем она могла бы это делать, воздержись человек от духовных упражнений.
Теперь про эпилепсию. Для этого заболевания характерно наличие патологических очагов возбуждения в коре головного мозга, внезапная активизация которых приводит к приступам, когда больной теряет сознание, его ослепляют вспышки "света" в глазах, мышцы неестественно напрягаются, происходит выделение слюны, человек может захлебнуться ею или откусить себе язык.... Когда возбуждение в очагах мозга снижается, приступ прекращается, человек приходит в себя. При медитации, как при любом трансовом состоянии, сознание не исчезает полностью (в противном случае человек бы уснул или потерял сознание), а оставляет активными отдельные участки - т.н. "сторожевые посты". Эти "куски" сознания сохраняют относительно высокую активность и служат для предупреждения об опасности - яркий свет, а чаще, внезапный резкий звук, неожиданное прикосновение и т.д. воспринимаются сторожевыми постами и приводят к активизации всего сознания и выходу из транса. Налицо определенная схожесть между эпилептическими очагами и сторожевыми постами, то есть, если вдруг СП наложится на патологическую зону мозга, то высока вероятность спровоцировать эпилептический припадок. Учитывая, что медитацией занимаются в том числе и в одиночестве, последствия внезапного приступа эпилепсии могут быть очень печальными, вплоть до летального исхода.
Поэтому, следует относиться с должной степенью осторожности, занимаясь духовными практиками, в том числе буддийскими. Всем здоровья и всего самого лучшего!