Страница 1 из 3

Лотос или нет

Сообщение #1Добавлено: 30.10.2013, 10:35
balabust
В суттах нигде точного указания в какой позе сидет не замечал
просто сел скрестил ноги под собой держи туловище ровно будь осознан к дыханию.
Я так думаю значит не принципиально как ты скрещиваешь ноги как тебе удоно или именно поза лотоса(т.е пятку на бедро:D)

Сообщение #2Добавлено: 30.10.2013, 10:39
maraudeur
Лично я в лотоса сесть немогу я шаматху на табуретки пракию.В тебецком буддизме говрят пофиг как лишбы тело не отвлекало можна даже лёжа :umnik:

Сообщение #3Добавлено: 30.10.2013, 10:39
Михаил Макушев
мне кажется это не принципиально. Я к примеру после травмы не то что лотосом, а вообще сильно напрягать голеностоп не могу. Но как-то надо медитировать...

Сообщение #4Добавлено: 30.10.2013, 11:00
Соня
Я думаю все зависит от человека, не всем дана такая гибкость, чтобы в позе лотоса без напряга долго сидеть.
Думаю главное не как ты ноги складываешь, а насколько ты осознан в процессе.

Сообщение #5Добавлено: 30.10.2013, 11:59
Epihod
Я считаю главное, чтобы такого проявления как боль не было. Если взять за точку отправления Анапанасати сутту, то рассматривая созерцание тела:

Скрытый текст
Созерцание тела

Каждый раз, монахи, когда монах:
1) делая долгий вдох, знает: «Я делаю долгий вдох»; или, делая долгий выдох, знает: «Я делаю долгий выдох»;
2) делая короткий вдох, знает: «Я делаю короткий вдох»; или, делая короткий выдох, знает: «Я делаю короткий выдох»;
3) [Когда он] тренируется так: «Ощущая всё тело, я буду вдыхать»; тренируется так: «Ощущая всё тело, я буду выдыхать»;
4) тренируется так: «Успокаивая телесную формацию, я буду вдыхать»; тренируется так: «Успокаивая телесную формацию, я буду выдыхать»,
- то в этом случае монах пребывает в созерцании тела в теле, будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив жажду и неудовольствие по отношению к миру. И почему? Я называю это определённым видом тела, монахи, то есть, вдох и выдох. Поэтому, монахи, в этом случае монах пребывает в созерцании тела в теле, будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив жажду и неудовольствие по отношению к миру.

Получаем, что, концентрируясь на длинных и коротких вдохах и выдохах, восприятие утончается. И затем внимание переключается на все тело, как бы размазываясь по всему его объему, тело ощущается целиком. Если же присутствует ярко выраженный очаг боли, то распылить внимание не получится. Нужно восприятие фоновое. И следующей ступенью становится успокоение телесной формации, то есть прекращение восприятия тела. Как это сделать с болью в колене или лодыжке я ума не приложу. Поэтому самым главным считаю комфортное положение в медитации, никакой боли. Если сидя не выходит медитировать продолжительное время, то стоит начать с лежачей позиции (шавасаны к примеру). И работать над сидячими позами, а какими это уж на вкус и цвет. Основная проблема лежачей позы - опасность задремать. Впрочем это только мои умозаключения :upset:

Сообщение #6Добавлено: 30.10.2013, 12:44
SV
И следующей ступенью становится успокоение телесной формации, то есть прекращение восприятия тела.

Успокоение телесной формации - это успокоение дыхания, а не восприятия тела :shy: :smile:

Сообщение #7Добавлено: 30.10.2013, 13:19
Epihod
SV писал(а):
И следующей ступенью становится успокоение телесной формации, то есть прекращение восприятия тела.

Успокоение телесной формации - это успокоение дыхания, а не восприятия тела :shy: :smile:

Почему именно дыхание? Получается в 3 пункте тело подразумевает собой именно тело, а в 4 "Я называю это определённым видом тела, монахи, то есть, вдох и выдох"?

Сообщение #8Добавлено: 30.10.2013, 13:22
Савелов Александр
На многих изображениях различные Будды сидят в полулотосе!
Майтрея сидит на скамеечке с прямой спиной.
Если при медитации в позе лотоса или полулотоса из за болей не удаётся сосредоточится то можно медитировать в позе "кучера": Сидим на низком стуле, спина прямая ноги скрещены, глаза прикрыты , при блужданиях ума взгляд направлен ниже уровня бровей, при склонности ко сну вовремя медитации взгляд направлен выше уровня бровей!
Так же довольно эфективен для начинающих модифицированый дзадзен на сложеном одеяле или специальной подушечке!

Сообщение #9Добавлено: 30.10.2013, 14:21
Mira
Сейчас сижу "по бирмански" (очень удобно, и можно полностью сосредоточиться на дыхании), до этого сидела как-то иначе и боль переодически на себя внимание перетягивала. Положение ног, мне кажется, не так важно, а вот спина должна быть прямой (если скрючиться, то ерунда какая-то получается, а не медитация).

Сообщение #10Добавлено: 30.10.2013, 14:59
SV
Почему именно дыхание? Получается в 3 пункте тело подразумевает собой именно тело, а в 4 "Я называю это определённым видом тела, монахи, то есть, вдох и выдох"?

Потому что кайя-санкхара (телесная формация) - это вдох и выдох, а не тело.
(тут есть матчасть по этому вопросу - http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn41_6-kamabhu-sutta-sv.htm)

Полностью телесная формация (т.е. вдох и выдох) прекращается в четвёртой джхане.

Сообщение #11Добавлено: 30.10.2013, 15:37
Epihod
Благодарю за ответ. Так вот и исправляем неверные воззрения :agree:

Сообщение #12Добавлено: 31.10.2013, 13:21
Топпер
Важность позы лотоса пришла, как я понимаю из индуизма через махаяну. Там её связывают с правильным либо неправильным течением энергии пран в теле. Для тхеравады же важнее устойчивая, удобная поза, позволяющая сидеть долго. В Шри-Ланке монахи вообще на стульях сидя медитируют.

Сообщение #13Добавлено: 15.01.2014, 11:50
Pavel
Как для меня, так лотос - весьма устойчивая поза, легко держать спину прямой. Вот только больше часа в ней сидеть не получается - ноги начинают болеть. В остальных позах (полулотос, и т.п.) спина устает, сгибается ... хотя тоже не всегда.

Сообщение #14Добавлено: 15.01.2014, 13:13
ae
SV писал(а):Успокоение телесной формации - это успокоение дыхания, а не восприятия тела :shy: :smile:
Формально верно, но сложновато согласиться, что успокоение формирователя не сказывается соответствующим образом на формируемом и на восприятии сформированного. :upset:

Сообщение #15Добавлено: 15.01.2014, 13:30
SV
Что именно вы имеете в виду?

Сообщение #16Добавлено: 15.01.2014, 13:46
ae
Я имею в виду, что само приводимое Вами определение кайя-санкхара верно формально, но это противопоставление - "успокоение дыхания, а не восприятия тела" кажется мне странным и не соответствующим духу наставлений о медитации дыхания - ведь одно не исключает другого, а наоборот - успокоение физического тела достигается через успокоение кайя-санкхара, как объясняет, напр., дост. Ачан Буддадаса:
физическое тело, не может управляться нами напрямую. Это вне наших возможностей. Однако, есть способы, как управлять им, контролируя его не напрямую, а через дыхание. Если мы воздействуем определённым образом на одно из наших тел, тело дыхания, то это отразится на другом теле, физическом. Вот почему мы берём дыхание, в качестве объекта для тренировки. Управление дыханием на любом из уровней равнозначно регулированию физического тела на этом же самом уровне.
http://www.theravada.ru/Teaching/Books/Anapanasati/anapanasati-01-naumenko.htm

Сообщение #17Добавлено: 15.01.2014, 13:51
SV
Как раз успокоение восприятия на ранних стадиях медитации - это ошибка. По сути, вместо того, чтобы сделать восприятие мощным и чётким, вы пытаетесь его расслабить и размазать. Так не делается, конечно. Успокаивать нужно именно дыхание, а для того, чтобы это сделать, восприятие должно быть неимоверно чётким.

Другими словами, если вы настроили восприятие так, что не можете уловить дыхания, хотя оно в действительности довольно грубое - то это впадение в заблуждение, а не прогресс.

И, нет, восприятие никоим образом не влияет на саму формацию дыхания. На неё влияет общий соответствующий умственный настрой, само желание успокоить дыхание. Аналогичным образом, например, можно в себе прервать внутренний диалог, если он начался. Или вообще расслабить любую внутреннюю речь. Это делается вовсе не через успокоение и размазывание восприятие внутренней речи, а с приложением соответствующего волевого намерения. Совсем другой психический механизм тут задействован.

Сообщение #18Добавлено: 15.01.2014, 14:00
ae
Извините за назойливость, просто хочу уточнить, Вы на какое сообщение ответили в #17?

Сообщение #19Добавлено: 15.01.2014, 14:01
SV
Если не цитирую, то значит на предыдущее :smile:

Сообщение #20Добавлено: 15.01.2014, 14:10
ae
В таком случае мне следует объяснить, чем вызвано моё замешательство. Я нигде ни словом не обмолвился ни о своих личных обстоятельствах, ни об успокоении дыхания посредством успокоения восприятия тела, а описывал прямо противоположный процесс - посредством успокоения дыхания успокаивается тело и в равной мере восприятие этого успокоенного тела.