Развитие благих качеств

Список форумов Теория и практика БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Описание: Всё, что касается практики в самом широком смысле.

  • 22

#1 SV » 07.01.2016, 15:55

Половина 6 фактора пути (правильных усилий) – это устранение негативных качеств. Другая половина этого фактора – развитие позитивных качеств.

Намедни пришла мысль, что когда обсуждают практику, то очень много говорят об устранении негативных качеств или борьбе с ними, но практически никогда о развитии позитивных за исключением общих фраз типа “это полезно”, “развивайте это” и т.д. Исключением, быть может, является только 1) осознанность/внимательность/mindfulness – так как слишком уж сильно распиарена, а также частично и 2) сосредоточение, в целом, по той же причине, ну и третье – это 3) доброжелательность, про развитие которой тоже изредка пишут и говорят. В целом это понятно почему. Сначала лучше убрать негатив, а дальше разберёмся. Но иногда это “дальше разберёмся” может чрезмерно затянуться – что плохо. Кроме того, если совсем не уделять внимания второй половине 6 фактора, то и первая его часть будет идти со скрипом.

:mozg: Поэтому, собрав к кучу все мысли на эту тему, я решил написать краткую сводку о благих качествах с учётом имеющихся текстовых знаний, а также и некоторого личного опыта.

:sun: Каждое из таких качеств можно прорабатывать в определённый период времени, уделяя ему наибольшее (если не исключительное) внимание. Когда надоест или кончатся силы работать с одним – можно переключиться на другое, таким образом, их развитие будет постоянным.

1. Мудрость

Качество, отвечающее за способность a) видеть положение вещей в соответствии с действительностью б) умение вещи грамотно связывать, выстраивать, организовывать. Мудрость настолько полезна, что в суттах часто упоминается как “качество-лидер”, собирающее воедино и руководящее всеми остальными качествами.

Крайне любопытно, что, согласно Будде, развивается мудрость посредством анализа и вопрошания. Даже если человек туп как дерево, но искренне пытается понять и разобраться, задавая вопросы – это создаёт прямой каммический задел для развития мудрости (об этом прямо сказано в одном из текстов). Ключевой момент – “искренне понять” – потому что часто люди задают вопросы совсем не с этой целью, даже если кажется иначе (как другим, так и им самим). Что касается развития мудрости посредством анализа – то это как раз то, чему учат детей (или по крайней мере должны учить) в светских учебных заведениях: умение сортировать, выстраивать, связывать имеющуюся информацию, а затем обрабатывать её определённым образом для получения некоего результата. Эти навыки хорошо развивают качество мудрости.

Известно, что мудрость плохо развивается в замутнённом, вялом, уставшем уме. Даже знаменитая поговорка “утро вечера мудренее” это подчёркивает.

2. Вера

Качество, отвечающее за способность принять нечто как действительное без наличия собственного знания о предмете. Вера может принести как пользу, так и вред – в зависимости от того во что она вложена, поэтому Будда упоминал, что оно должно быть равномерно сопряжено с мудростью – которая должна не допустить негативного исхода от задействования веры, и напротив, обеспечить исход позитивный. Вера является движущей силой для развития, бензином для качества усердия – притом, в любой ситуации, даже бытовой, с религией не связанной.

Каким образом развивается вера – вопрос тонкий, в суттах этот момент не обговаривается. Очевидно, что антиподом веры является скептицизм, закрытость ума, который любит отвергать получаемую информацию (он же, кстати, может быть помехой даже для мудрости, а не для веры – когда человек в силу сильного скепсиса отвергает даже очевидное, веры совсем не требующее). Соответственно, вера, напротив, будет качеством, связанным с открытостью ума, его готовностью принять и вобрать информацию. Каким образом развивать эту открытость помимо борьбы со скептицизмом? Очевидно, частым подтверждением того, во что верилось. При этом, это могут и не быть некие глобальные труднодостижимые цели – вполне годятся и разные простые бытовые случаи. Спросите дорогу у прохожего, послушайте ответ, поверьте и проверьте. Проблема тут будет состоять в том, что таким развитием сложно управлять (могут быть отрицательные случаи, что напротив, укрепит скепсис) – это ещё одна причина почему рука об руку с верой должна идти и мудрость.

Ещё одна существенная помеха для веры – это догматизм, или, другими словами, цепляние за воззрения, за убеждения. Такой цепляющийся ум в принципе находится в состоянии закрытости и отрицания любой информации, не соответствующей убеждениям. Таким образом, хотя кажется, что догматик – это человек веры, в действительности же он таким является лишь номинально (потому что верит только в некий узкий пласт информации), но открытостью верующего ума он не обладает. В нём очень мало качества веры, но очень много качества цепляния.

3. Усердие

Качество, отвечающее за приложение сил, за старание. В буддийском ключе оно дважды двояко – поддержать и развить хорошее, убрать и не допустить плохое. Приложение сил требуется во всех этих четырёх случаях, хотя что-то может развиваться и автоматически, самотёком, без особого задействования усердия (зависит от человека и того как и что он практикует). Но так или иначе усердие задействуется во время развития остальных упомянутых здесь благих качеств ума.

Усердие получает подпитку от мудрости и веры, а если точнее, то от той информации, которую уму предоставляют эти два качества. Помимо них аналогично способствует усердию и памятование (относится к осознанности). Больше всего усердию потворствует информация напрямую воодушевляющая, благодаря которой “хочется начать действовать”. У каждого человека в разные моменты жизни таковой может быть совсем разная информация. Так, одному будет достаточно прочитать сутту (другому это прочтение в этот же момент времени ничего не даст в плане усердия). У ещё другого может случиться некое событие в его жизни. Третий может о чём-то вспомнить. Четвёртый куда-то съездит или с кем-то пообщается.

Усердие, согласно суттам, не должно быть чрезмерным, иначе может привести к утомлению, умственному истощению, и даже к сомнениям. Будда говорит, что оно должно быть сбалансировано с другими качествами. Это означает, что если что-то у вас развито совсем плохо, то чрезмерным усилием вы ничего не добьётесь. Начинать нужно с малого, затем увеличивать нагрузку. Когда качества достигли апогея, можно прилагать колоссальное усердие – что в суттах выражается формулой: “пусть высохнет плоть и кровь в моём теле, но я не позволю своему усердию ослабнуть, пока не достигну того, что может быть достигнуто человеческим старанием”. Подобная формула говорит о силе усердия на конечных завершающих стадиях пути (но не на начальных, как многие ошибочно полагают).

Главный враг усердия – лень, нежелание что-либо делать. Поэтому ум полезно поддерживать в тонусе постоянно. Нужно всё время чем-то занимать ум, не давать ему киснуть, должна происходить некоторая умственная работа, пусть и незначительная.

4. Осознанность

Про это качество много сказано и написано. Ключевая функция осознанности – удерживать информацию в уме. При этом задействуется как памятование (припоминание прошлой информации), так и бдительность (осознавание информации, поступающей в настоящем моменте). Благодаря осознанности появляется возможность понять что происходит в сознании и приложить соответствующие усилия и меры.

Развивается осознанность посредством упражнений “4 сатипаттхан” – где самое простое, доступное, и понятное – первое упражнение “осознанность к телу”. При этом отмечаются в настоящем моменте времени телесные движения, прикосновения. Самая известная из методик – хоть и не самая простая – анапанасати, осознанность к дыханию, когда наблюдается прикосновение и движение воздуха внутри тела при вдохах и выдохах.

Определённый уровень осознанности есть у каждого существа непрерывно и постоянно, однако буддисту полезно иметь несколько повышенный порог такой постоянной осознанности, чтобы успевать реагировать на умственные состояния.

В качестве антипода осознанности в суттах упоминается замутнённость ума. Вероятно, речь идёт об уме, переполненном пятью помехами лени, сомнений, недовольства, чувственности, и беспокойства. Ум в этих состояниях плохо способен удерживать и правильно переваривать получаемую информацию.

5. Сосредоточение

Качество единения и собранности ума. В суттах чаще всего определяется как сверхчеловеческое (мистическое) состояние сознания, относящегося к джханам, однако в приземлённой версии означает именно то, что означает – сосредоточение, не-отвлечение. Польза от сосредоточения состоит в добыче новой информации – так как её может добыть и впитать только такой ум. Согласно формуле Пути, восьмой фактор (правильное сосредоточение) приводит к девятому фактору Плода (правильное знание). В некоторых суттах упоминается, что джхановое сосредоточение позволяет видеть вещи в соответствии с действительностью (т.е. развивать сверхчеловеческую мудрость). Таким образом, сосредоточение – ключевое качество, которое ведёт к полному освобождению и высшим знаниям. Разумеется, то, что сосредоточение может быть такого уровня – является в буддизме одним из предметов веры.

Развивается, как и осознанность, посредством упражнений “4 сатипаттхан” и медитации анапанасати в частности. Ряд текстов говорят о том, что развитые сатипаттханы приводят в итоге в состояние джханы. Формула Пути говорит в точности о том же – 7 фактор правильной осознанности приводит к 8 фактору правильного сосредоточения. При этом отдельно упоминается, что сосредоточение опирается на все семь предыдущих факторов Пути, что недвусмысленно говорит о надобности полного и абсолютного развития всего пути целиком прежде чем будет достигнута джхана – что делает сосредоточение как фактор пути уже заключительной его стадией.

Помехой сосредоточению, очевидно, являются всевозможные отвлечения. Антиподом упоминается распылённость сознания. Как и в случае с осознанностью, ум не может быть правильно сосредоточен до тех пор, пока в нём наличествуют 5 помех лени, сомнений, недовольства, чувственности, и беспокойства.

6. Щедрость

Довольно интересное качество, связанное с помощью другим. Интересность его состоит в том, что, во-первых, такая помощь может быть как материальной, так и нематериальной, а во-вторых, она не обязательно (хоть и часто) безвозмездна. Тем не менее, сама способность “отдать” полезна уже сама по себе, так как уменьшает цепляние и привязанности. Кроме того, согласно буддийской доктрине, подобное отдавание создаёт мощный каммический потенциал – попросту говоря, дарящему вернётся благо в намного большем объёме, чем он пожертвовал (что, впрочем, ещё сильно зависит от мотивации, с которой дарение было сделано – чем она более эгоистична, тем меньшим будет результат, и наоборот).

Также небезынтересно, что щедрости нет в обязательных списках качеств, ведущих к освобождению. Хотя щедрость упоминается как неотъемлемое качество вступившего в поток, а также многократно поощряется Буддой в самых разных суттах.

Развитие щедрости осуществляется посредством многократных деяний помощи другим, дарения материальных и нематериальных ценностей в частности. Единоразовые акции не смогут развить это качество ума, даже если делается некая очень важная помощь или дарится очень дорогая вещь. Щедрость неразрывно связана с ещё двумя благими качествами - добротой и состраданием. Чем сильнее развиты последние, тем легче и больше развивается щедрость. Однако не всегда развитая щедрость будет влиять на доброжелательность. Причина – в мотивации, так как она может быть достаточно эгоистичной у филантропа.

Щедрость должна быть сбалансирована с мудростью. Во-первых, следует понимать какую помощь ты можешь другим оказать так, чтобы это было не в ущерб тебе и твоим близким. Во-вторых, нужно хорошо понимать объект, по отношению к которому осуществляется щедрость. Так, например, дарение злым и порочным людям – хоть и развивает щедрость - мало того что принесёт слабые заслуги дарящему, так ещё и поспособствует в итоге лишь распространению зла. Другим примером может быть помощь тем, кому она в действительности не очень-то и нужна. Третий яркий пример – то, что буддисты в первую очередь жертвуют именно Сангхе, а не кому-то другому. Людям со стороны это может показаться эгоистичным – но в действительности всё в точности до наоборот – так как Сангха, как распространитель Дхаммы в мире – это самый наилучший объект для щедрости, который только может существовать. Именно такой дар приносит в итоге самую большую пользу – как напрямую, так и косвенно – как дарящему, как членам Сангхи, так и всем живым существам в мире.

Антипод щедрости – скупость, то есть чрезмерная привязанность к своей материальной или нематериальной собственности.

7. Безмятежность.


Качество уравновешенности и спокойствия. Хотя о его развитии редко говорится в текстах и книгах по буддизму, тем не менее, оно входит в список обязательных для достижения просветления и очень важно. Безмятежность приводит ум в умиротворённое и очень ровное состояние, которое самым идеальным образом подходит для развития любых дальнейших благих качеств – будь то осознанность, сосредоточение, доброта, мудрость, вера или другие.

Безмятежность может быть развита посредством физической релаксации и умственного успокоения – для чего, кстати, отлично подходит медитация, в которой акцент ставится именно на успокоение. Многие инстинктивно чувствуют потребность этого качества и по этой причине осуществляют прогулки, выезды на природу, желают побыть в одиночестве. Безмятежность восполняет психические силы и помогает упорядочить свой внутренний беспорядок в голове.

Рушит безмятежность любая чрезмерно активная деятельность, а также любая взбудораженность, возбуждение, взволнованность, неугомонность, вызванная по тем или иным причинам, среди которых могут быть чувственные удовольствия, злоба, сожаление, чрезмерные размышления и планирования, фантазии, воспоминания.

8. Доброта

Доброжелательность – важное качество, без которого существенное продвижение в практике едва ли возможно. Функция доброты – желание другим всяческого блага и соответствующий этому умственный настрой. Подобное состояние ума неизбежным образом сказывается на телесном и словесном поведении человека и часто (хоть и не обязательно всегда) приводит к конкретным актам щедрости и помощи. Доброта связана с ещё иными благими качествами – состраданием, сорадованием, уважением.

Развивается доброта посредством приведения ума в надлежащее состояние с последующим выражением доброжелательных мыслей или же реальной помощью другим с соответствующим настроем. При этом, особенно эффективно это удаётся сделать, если ум прежде приведён в состояние безмятежности.

Развитая доброта, согласно текстам, может привести в состояние либо очень близкое, либо даже идентичное джхановому сосредоточению, и в итоге может быть использовано как фундамент для получения сверхмирских знаний.

Антиподом доброты является злость и неприязнь.

9. Сострадание.

Качество, по сути соседствующее с добротой, ибо сложно представить сострадательного, но не доброго человека и наоборот, хотя исключения могут быть среди тех, кто помогает другим в силу профессионального долга. Суть сострадания состоит в желании избавить другого от мучений – телесных или умственных, при этом, сострадание вовсе не означает “совместное страдание”, как часто считают. Будда обладал совершенным идеальным состраданием, но никак не переживал и не страдал.

Развивается, как и доброта, приведением ума в надлежащее состояние с последующим выражением мыслей и намерений избавить другое существо от страданий, или же реальной помощью другим с соответствующим настроем. При этом, в отличие от доброты, сострадание вполне можно развивать вне безмятежного состояния, например, в сложных и экстренных ситуациях, когда нервы не пределе.

Тем не менее, в умиротворённом состоянии сострадание, будучи одной из брахмавихар, способно привести к глубокому покою и сосредоточению.

Антиподом сострадания является жестокость – то есть намерение и желание причинять другим вред.

10. Сорадование.

Ещё одна из брахмавихар, функцией которой является искренняя радость за успехи или удачу или благосостояние и благополучие других. В этом смысле сорадование тесно связано с добротой, так как доброжелательный ум естественным образом может развивать сорадование.

Развивается как и все брахмавихары посредством приведения ума в это состояние, однако конкретно сорадование хорошо развивается посредством словесных поступков, поддерживающих тех, кто достиг в чём-либо успеха.

Обратной стороной и антиподом сорадования является зависть (недовольство чужим успехом), которая так часто проявляется и присутствует в людях. Она мешает развитию сорадования и порождает мысли вроде “я тоже так могу (или могу лучше)”, “ничего особенного”, “просто повезло”, “он не достоин полученного” и прочие подобные. Такие мысли нужно стараться устранять и не развивать, если они возникли – тогда помех развитию сорадования будет существенно меньше.

11. Невозмутимость.

Последняя четвёртая брахмавихара – невозмутимость, функцией которой является непоколебимость и устойчивость ума. Такой ум не реагирует по двум диаметрально противоположным направлениям жажды и злобы, то есть, другими словами, он устойчив к этим двум негативным качествам.

Невозмутимость, безусловно, связана с качеством терпения, поэтому развивается во многом благодаря помощи последнего. Хотя непосредственное развитие невозмутимости, очевидно, состоит в “отдёргивании” вовлекающегося ума, который поддался на жажду или, наоборот, злобу.

Антиподом невозмутимости является способность быстро впадать в негативные состояния и эмоции.

Также небезынтересен вопрос соответствия невозмутимости и равнодушия – так как в некотором смысле эти два качества похожи. Отличие заключается в том, что равнодушный человек лишён доброты и сострадания, и когда возникают ситуации, в которых эти качества естественным образом могут проявиться – у него они не возникают. Невозмутимый же человек не обязательно лишён этих двух благих качеств, и вполне может помочь, притом, что важно - без задействования жажды и личностного влечения. Кроме того, равнодушный человек равнодушен только до тех пор, пока это касается других – но он среагирует с жаждой или злобой, если это будет касаться лично его. Невозмутимый же человек, напротив, не станет реагировать – даже если это касается лично его.

12. Терпение

Терпение – одно из качеств, изредка упоминаемое в текстах, однако, отсутствующее в списках качеств, требуемых для обязательного развития. Терпение является фундаментом для развития невозмутимости. Суть терпения состоит в недопущении возникновения или разрастания жажды или злобы в трудных ситуациях, провоцирующих всплеск этих негативных качеств.

Развитие терпения состоит, собственно, в намерении терпеть как можно дольше, при этом, не предпринимая действий по устранению раздражающих факторов. В этом смысле терпение полезно именно в качестве фундамента для дальнейшей духовной работы и развития, но никоим образом не сможет заменить её, так как само по себе не устраняет загрязнения ума.

Антиподом терпения является взбудораженность и острое желание избавиться от раздражающих факторов. Определённым образом развитию терпения может помочь качество безмятежности.

13. Уважение

Уважение, ещё одно качество, изредка упоминаемое в текстах, и вовсе не упоминаемое ни в каких списках качеств. Совершенно уникальное по своей специфике. Функция уважения – наделение объекта статусом важности. Подобная умственная настройка позволяет без особых усилий задействовать по отношению к объекту целый ряд благотворных качеств – веру, доброту, сострадание, сорадование, честность, щедрость, и, напротив, воспрепятствовать возникновению ряда негативных качеств.

Развивается напрямую, посредством установки надлежащего умственного настроя – как и брахмавихары. Способствует развитию уважения видение пользы, которую приносит этот объект.

Антипод уважения – презрение, негативное качество, связанное со злобой и самомнением.

14. Честность

Ещё одно качество, также упоминаемое в суттах, но отсутствующее в различных стандартизированных списках качеств. Функция честности – стремление к истинному положению вещей. Честный человек говорит правду, не пытается своими словесными, телесными, и умственными действиями выставить всё так, чтобы это не соответствовало действительности. Согласно Будде, это качество очень важно для духовного совершенствования, так как честный ученик раскрывает все негативные качества учителю без утайки. Кроме того, честность не позволяет уму внутренне отрицать наличие в себе негативных качеств или же преувеличивать наличие позитивных. В этом смысле честность напрямую связана с мудростью и развитием оной.

На первом этапе честность, очевидно, легче всего начать развивать с одной из правил нравственной тренировки “не говорить неправды”. Вырабатывая эту привычку, в дальнейшем можно переключиться на внутренние умственные устремления, не позволяя уму намеренно искажать действительность. Честный ум начинает гораздо чётче видеть вещи в соответствии с действительностью, то есть, получает карт-бланш на существенное развитие мудрости.

Антиподом честности является, разумеется, лживость, проявляемая телесно и словесно в отношении других, и умственно в отношении себя самого.


:pop:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 12476
Сообщения: 5103
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#2 masterjack » 07.01.2016, 16:24

некая мысль уже пару месяцев "летает" в уме.
о том, как мне сейчас видится, что называют нравственностью.
или благими качествами.

на всякий случай уберу свое мнение в спойлер :)

Скрытый текст
если присмотреться внимательно, то видно что все, так называемые, благие качества - это просто практика
схождения с обычного сансарного ума, который думает о себе и о "своем эго".
который думает ИЗ СВОГО ЭГО.

т.е. по сути, то что называют нравственностью - это просто привитие текущему уму привычки думать не о себе.
привитие других ориентиров, отрывание мотивации к жизни от того, что находится внутри, из Эго.
и привитие привычки думать по другому.
просто не так как раньше.

если вспомнить (и Сергей об этом писал) что жажда и злоба проистекают из привычного заблуждения
о наличии Я-Эго, и что двигателем по сансарным рождениям как раз и есть устремления этого Я-Эго и его мотивы,
то то, что называют нравсвенностью - ни что иное как просто треннинг думать-жить по другому.
этот треннинг дает возможность оторваться от своих глубинных привязанностей. изменить вектор в другую сторону.

а потом. выходит не особо то он и нужен.
когда ум перестал устремляться в одну сторону, важно не родить в нем привычку устремляться в противоположную сторону.

выходит, что нравсвенность не совсем то, что о ней думают.

просто ДРУГАЯ привычка ума. привычка думать по другому.
но дающая первую возможность, как у ракеты отделяется первая ступень.

так и при практике нравственности происходит первое отделение от привычного сансарного ума.

так сейчас думается.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4221
Сообщения: 3728
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#3 Orang » 07.01.2016, 17:02

Без всяких оценок с моей стороны. Никого не восхваляя и не забрасывая экскрементами. Это могло бы вылиться в извечные, как мир, стенания "о времена, о нравы".
Мне лишь кажется, что в ситуации, явленной после 5:22 мин. записи, наглядно показано, как могут НЕ проявиться некоторые из правильных усилий :shy:

https://www.youtube.com/watch?t=1&v=qHcQZTQPBkc
Orang M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1287
Сообщения: 1148
Зарегистрирован: 11.01.2015
Традиция: Тхеравада

  • 6

#4 Елена Котельникова » 07.01.2016, 17:06

Какая хорошая статья :pray: А может быть её ещё и на сайт поместить?
Елена Котельникова F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 3514
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

Вера

#5 sk220976 » 07.01.2016, 17:32

Ой, можно немножко индийской мудрости, возможно это прояснит вопрос понимания веры не как фанатизма.
Еще товарищ Патанджали в своей Йога-сутре писал о способах постижения мира. Одним из них был "авторитетное свидетельство".
Суть его такова:
что бы постигнуть вещи своим восприятием не хватит жизни;
некоторым свидетельствам можно верить.

Например если мама говорит не совать пальцы в розетку то нормальный человек не станет проверять врет она или нет, тех кто не согласен с этим уже давно отсеял старый добрый естественный отбор.

Возможно так и стоит относиться к учению - "может конкретно в этой розетке сейчас и нет напряжения, то эта неточность не повредит моей жизни, а вот обратная неточность - совсем другой исход".
sk220976 M
Аватара
Репутация: 435
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 19.12.2015
Традиция: Дзэн

  • 5

#6 SV » 07.01.2016, 17:56

Какая хорошая статья :pray: А может быть её ещё и на сайт поместить?

Доработать тогда надо - это ж в целом просто спонтанные мысли.

Например если мама говорит не совать пальцы в розетку то нормальный человек не станет проверять врет она или нет, тех кто не согласен с этим уже давно отсеял старый добрый естественный отбор

Да, это пример задействования качества веры. Оно по разным причинам может задействоваться, в том числе и из-за уважения и авторитета (как мы, буддисты, например, на слово верим Будде).

Однако вера - это не есть прямое знание, и надо об этом помнить. В буддизме вера нужна не сама по себе, а как костыль, без которого хромому ну никак, пока он не выздоровеет.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 12476
Сообщения: 5103
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#7 smartwings » 07.01.2016, 18:18

в суттах иногда промелькает такая мысль, что практика она важна и стоит на первом месте, да и с практикой отбрасываются плохие качества, если они были у человека.
при условии если практика пройдена полностью.
smartwings M
Аватара
Репутация: 56
Сообщения: 141
Зарегистрирован: 01.05.2015
Традиция: Нет

  • 5

#8 Mira » 08.01.2016, 05:10

SV писал(а):Доработать тогда надо - это ж в целом просто спонтанные мысли.

Учитывая, что на форуме в последнее время делается - очень своевременные мысли. Только, боюсь, уже к концу дня эта прекрасная тема будет погребена под, милыми нашему сердцу, холиварами.
Mira F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 2214
Сообщения: 1135
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 8

#9 Dz » 08.01.2016, 06:16

Так давайте же вместо этого развивать благие качества! _/\_
Самый звонкий крик - тишина...
Dz M
Аватара
Репутация: 2612
Сообщения: 1851
Зарегистрирован: 06.06.2015
Традиция: Тхеравада

  • 2

#10 М_а_р_к » 08.01.2016, 09:17

Mira писал(а):Только, боюсь, уже к концу дня эта прекрасная тема будет погребена под, милыми нашему сердцу, холиварами
почистить, закрыть и закрепить :cowboy:
Путь в тысячу миль
начинается с одного шага
М_а_р_к M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1715
Сообщения: 1576
Зарегистрирован: 15.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#11 Илья_Ч » 08.01.2016, 12:39

А получается невозмутимость в Брахма вихарах, и невозмутимость как фактор простветления, это одна и таже невозмутимость? Или возможно одно это больше по отношению к другим людям, а второе это больше по отношению к феноменам в целом.
Серьезность – путь к бессмертию, легкомыслие – путь к смерти
Илья_Ч M
Аватара
Откуда: Красноярск
Репутация: 562
Сообщения: 503
Зарегистрирован: 28.08.2014
Традиция: Тхеравада

  • 2

#12 SV » 08.01.2016, 13:27

А получается невозмутимость в Брахма вихарах, и невозмутимость как фактор простветления, это одна и таже невозмутимость? Или возможно одно это больше по отношению к другим людям, а второе это больше по отношению к феноменам в целом.

Да, одно больше к феноменам, другое больше к людям (даже не просто к людям, а к бытовым ситуациям вообще). Однако, Будда использует одно и то же слово - Upekkha, не два разных. Значит всё же это по сути одно и то же качество, а не два разных.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 12476
Сообщения: 5103
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#13 Илья_Ч » 08.01.2016, 14:04

Еще возможно хорошое качество - дружба с хорошими людьми?
Будда говорил, что с дружба с хорошими людьми, это и есть целая святая жизнь.
Серьезность – путь к бессмертию, легкомыслие – путь к смерти
Илья_Ч M
Аватара
Откуда: Красноярск
Репутация: 562
Сообщения: 503
Зарегистрирован: 28.08.2014
Традиция: Тхеравада

  • 2

#14 SV » 08.01.2016, 14:44

Дружба - это не качество, а факт :smile:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 12476
Сообщения: 5103
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#15 masterjack » 27.02.2016, 01:10

SV писал(а):Дружба - это не качество, а факт
Дружба-это процесс :)
равно как и все, наверное :)
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4221
Сообщения: 3728
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#16 Кукай » 08.07.2017, 08:02

Cубъективное впечатление. Бессмысленно развивать благие качества или устранять неблагие без осознания своей природы и намерений.

Именно намерения отражают внутреннее состояние. И они уже, в свою очередь, раскрываются в проявленные качества.
Кукай
Аватара
Репутация: 0
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 05.07.2017
Традиция: Дзэн

  • 1

#17 zRo » 08.07.2017, 13:18

Cубъективное впечатление. Бессмысленно развивать благие качества или устранять неблагие без осознания своей природы и намерений.

не бессмысленно, развитие благих качеств само по себе хорошо, и это ведет к хорошим последствиям и очищению ума от загрязнений. определение "своя природа" в тхераваде не имеет значения.
Metalove is metta
zRo M
Аватара
Откуда: Сосновый Бор/Питер
Репутация: 853
Сообщения: 618
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#18 Белов » 08.07.2017, 14:16

Кукай писал(а):Бессмысленно развивать благие качества или устранять неблагие без осознания своей природы и намерений.
Бессмысленно разрабатывать ногу после операции, пока не получишь высшее медицинское образование и не поймёшь, что и как нужно делать сам. Зачем верить доктору?
Мара не отпустит.
Белов M
Аватара
Откуда: Иркутская область
Репутация: 1314
Сообщения: 1234
Зарегистрирован: 23.05.2015
Традиция: Тхеравада

#19 Кукай » 08.07.2017, 14:21

Белов писал(а):Бессмысленно разрабатывать ногу после операции, пока не получишь высшее медицинское образование и не поймёшь, что и как нужно делать сам. Зачем верить доктору?

Неверно подобранная аналогия портит смысл сказанного. Вы не уловили суть.
Кукай
Аватара
Репутация: 0
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 05.07.2017
Традиция: Дзэн

  • 3

#20 sk220976 » 09.07.2017, 13:17

Кукай писал(а):Cубъективное впечатление. Бессмысленно развивать благие качества или устранять неблагие без осознания своей природы и намерений.

Именно намерения отражают внутреннее состояние. И они уже, в свою очередь, раскрываются в проявленные качества.
Нет. Смысл есть.
Что такое твой ум кроме того, что его наполняет?
Если, даже не понимая иллюзорности его как просто группы впечатлений, ты наполняешь его правильными воззрениями, то рано или поздно их сумма облегчит и понимание его природы.
Это, кстати, чистый дзен. ("Сидение в дзадзен и есть просветление" - схожий механизм)
sk220976 M
Аватара
Репутация: 435
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 19.12.2015
Традиция: Дзэн


Вернуться в БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 3 гостя