Ericsson писал(а):Жизнь так устроена, что всё равно необходимо откуда-то черпать энергию для улучшения самооценки. И вот естественная гордость тем, что ты практикуешь Дхамму, если её не душить в себе, ну и аккуратно транслировать вовне, не увлекаясь особенно .. как раз и может быть одной из таких опор.
Столкнулся с очень резкой реакцией на БФ, когда беседа в эту сторону вырулила. И вот решил тут обсудить, может я себе лишнего насочинял и незаметно для себя впадаю в какое опасное заблуждение
а я вот тут пожалуй выскажу мнение диаметрально-противоположное уже озвученным.
Да, городость и самомнение это плохо. Да, Будда призывал с ними бороться.
Однако и здесь нужно подходить к вопросу с умом. Я вот многократно сталкивался с тем, что живя в номинально православной стране, где к каждому иноверцу относятся или со страхом (как к мусульманам) или с покровительственной снисходительностью (как к шаманистам или буддистам) или просто с неприязнью (как к протестантам и католикам), и уж тем более к иноверцу "замотанному в полотеце", которому вслед крикнуть "харе кришна" - сам Б-г велел, сложно не впитать такое отношение общества. Сложно не получить комплекс религиозной неполноценности, при котором постоянно приходится оправдываться в том, что вы и ваша религия вполне достойна уважения и не является примитивной, шутовской, искусственной или опасной.
Особенно когда апологетика традиционалистов направлена на то, чтобы "опустить" конкурентов. Выставить их в заведомо невыгодном свете и навешать на них всех собак. Показать, что истинных духовных качеств у них нет, а есть только эрзац, которым заманивают русских людей.
Плюс на это наслаивается общая политика государства, сотнесение религий с "традиционной духовностью" и "патриотизмом". И если вы не вписываетесь в эти стандарты, то вы по определению подозрительны и космополитичны.
Далеко ходить не буду: ситуация с Годхика суттой в которой теперь буддистам приходится оправдываться и доказывать, что они не верблюды.
Конечно Будда был прав, когда говорил, что от эго нужно избавляться. Но это ведь уровень арьев.
А что делать обычному человеку, со всеми его килесами?
На мой взгляд иногда помогает как раз таки взращивание гордости за свою религию. Той гордости, которая в отсутствии полноценных Правильного Понимания и Саддхи даёт хоть какую-то защиту от сомнений и колебаний.
Конечно, такой подход будет иметь и отрицательную сторону в виде усиления килес, но иногда из двух зол приходится выбирать меньшее.
Например я, если бы в своё время не испытывал гордость от того, что стал буддистом и монахом, не смог бы в начале нулевых ходить по улицам в рясе (как большинство из тех, кто стал монахом) и возможно и второй раз в тхераваде бы не постригся.
А ведь крайне нередок случай, когда буддист настолько боится показать свой выбор, что даже крестик носит или родственникам старается не сказать о своей новой вере.
Или другой момент: если буддист-мирянин не будет испытывать гордость от того, что он хотя бы формально обрёл Дхамму, он может впасть в "
искус объективности", при котором почему-то Дхамма начинает ставиться на одну доску с другими религиями и сравниваться с ними. В результате человек может и отпасть от Дхаммы.
И это, конечно не будет правильным.
Буддист должен быть крепок в вере. Хорошо если это происходит за счёт глубокого правильного понимания и саддхи. Но если их не хватает (а хватает только с уровня Сотапаны), то хотя бы за счёт гордости нужно двигаться.
Настанет время и эта гордость станет ненужной и тогда её нужно будет отбросить. Но на первом этапе лучше так, чем никак.
Буддист должен понимать, что его Дхамма - лучшая, а не "одна из". Что то, что он вопреки обстоятельствам смог найти Дхамму и остаться в ней - это уже неплохой результат.