Федор писал(а):Моя мысль проста - в буддизме (и вообще - на духовном пути) нет места ни тонкой, ни явной гордыне или гордости. А обнаружить и уничтожить ее в себе - личное дело каждого.
Федор писал(а):Гордость в духовном плане - всегда плохо. Пока человек несовершенен - у него нет права гордиться своей причастностью к учению. Оснований для гордости нет. Надо смиренно работать над собой, а не гордиться.
Гулял недавно у моря, слушал одну лекцию и кажется понял в чем причина такого немного эмоционального (если не сказать сильнее) анти-элитаризма и неприятия самой идеи гордости Дхаммой и вообще здоровым чувством гордости в рамках адекватной самооценки мирянина, которая встречается среди буддистов.
Это явно не основано на Суттах, там нет ничего такого, из чего можно было бы вывести обязательство мирянам ученикам Будды так пугаться одной только
тени гордости в обычной жизни. Мотивы элитаризма Дхаммы тоже не развиваются слишком, а только обозначены, но и мотивов подавления гордости нет, наоборот, свойство самомнения четко и много раз обозначено как
скрытое. Бхиккху в рамках борьбы с оковой самомнения как раз и уходят в бездомную жизнь, начинают питаться подаянием. Слишком глубоко корни этой оковы, чтобы мирянин мог всерьез надеятся к нему подступиться. Потому (как я понимаю) Будда и не дает мирянам ничего в этом плане, если бы работа на этом уровне была для нас доступна и реальна, то Будда бы об этом говорил. Обязательные дисциплины нам даны четко и ясно. Это панча-сила.
Следовательно, самодеятельные попытки подавить самомнение в себе в исполнении мирян вряд ли приведут к каким-то результатам, разве что к имитации. А где имитация там и самообман. А самообман это тот же обман, вот и нарушение панча-сила. Нужно ли это кому-то? Сомнительно... Ещё более странными с учетом сказанного выглядят идеи о том, что и Дхаммой (и собой как последователем Дхаммы) ученику Будды гордиться нехорошо.
Так вот. Как я понимаю, этот панический страх перед даже упоминаниями о гордости конечно тянется из христианства. В хр-ве действительно это есть, по нескольким причинам этот мотив приобрел истерические формы.
1. Сначала это было в проповедях Иешуа. Призыв к крайнему, экстремальному смирению в стиле "отобрали у тебя плащ, отдай и рубаху", демонстративно и для всех. Заметьте, Иешуа не говорит о дисциплине монахов (монашество там развилось гораздо позже и независимо), он призывает к этому всех своих последователей. Ясно что это недостижимый идеал, и не особо кто это практикует из христиан, но на уровне разговоров, (Дхамма это не о разговорах и недостижимых иделах, вернее не только о них, но также (и прежде всего) о реальных достижениях).
Потом был второй этап. 2. История церкви. Один из главных мотивов в идеологии церкви (церквей) в течение многих веков - рассуждения на тему необходимости индивидуального смирения отдельного христианина перед церковью как коллективом. Проповедовали, что отдельный человек не способен противостоять проискам дьявола. Слишком слаб и темен, молитва тяжела, не дойдет куда надо, поэтому нужно уповать на молитву всей церкви. Склониться, скрючиться на полу храма, а уж церковь-то обеспечит спасение, она знает как и что.
(Тоже далеко от той картины, которая имеется в случае Сангхи).
3. История христианских обществ. Даже когда в новое время церковь потеряла свой статус и роль в общественной жизни, попы продолжали быть социальным институтом. И продолжали учить, большинство идей хри-ства по пути незаметно отпали, стали абстракцией, а вот идея смирения как добродетели продолжала звучать, разрасталась на фоне скукоживания остальных мотивов. Теперь уже не обязательно как путь к личному спасению, но как необходимость развивать в себе это, чтобы хотя бы научиться себя прилично вести в обществе, а иначе общество погибнет. (В случае Дхаммы скорее разговор должен идти о сознательности конечно.)
Вот и выходит, что попы всех мастей в течение веков бубнили и бубнили о смирении со всех трибун.
Это въелось в кровь и плоть, в культуре закрепилась позиция "если религия и духовный выбор значит смирение-смирение-смирение". И теперь придя к Дхамме человек продолжает нести генетическую память об этом, искренне считает, что панический страх перед гордостью любого рода это и есть признак духовного пути и выбора.
Конечно это не так, и не следует нам придавать значение этим наслоениям, поскольку они могут помешать в правильном понимании Дхаммы.