БУДДИЙСКАЯ ТИПОЛОГИЯ - VISUDHIMAGGA И VIMUTTIMAGGA

Список форумов Теория и практика БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Описание: Всё, что касается практики в самом широком смысле.

  • 4

#1 Панньянатта » 16.03.2017, 23:13

Перевод Алексея Павлова (Алокананда)

Сегодня мы бы хотели вернуться к Типологии. В филосовской копилке человечества существует много систем делящих человеческие характеры и умы на разные типы – аюрведа, зодиак, даосская система, соционика, классическая психология итд. Сегодня мы бы познакомить вас с довольно уникальной и скорее всего еще не переведенной на русский язык системой. Это обощенный перевод связанных с типологией отрывков из двух древних, классических, Буддийских Текстов — Висудхимагга(Путь очищения) и Вимуттимагга (Путь освобождения). Эти труды являются довольно похожими текстами, представляющими древнейшее из существующих на нынешнее время направление Буддизма — Тхераваду (Учение Старейшин), дошли до нас из 2-х разных источников Палийского Канона и Китайстого Канона Махаяны. Считается что изначально они были сформированны как руководство для Учителей в Древних Буддийских монашеских Орденах. Их отличительная от других типологий особенность в том, что они не только подразделяют людей на типы, но так же подбирают под каждый темперамент свои, подходящие для скорейшего духовного прогресса образ жизни, питание, позу для практики и обьект для медитации. Тексты ввиду их древности были обобщены и немного упрощены - настолько насколько это было возможно чтобы не потерять информативной наполнености. Нужно добавить что они были составленны для Учителей лесных монашеских традиций — поэтому несут на себе опеделенный отпечаток монашеского мышления и образа жизни.
И так...

Существует шесть основных видов человеческого темперамента (они могут каомбинироваться между собой в различных двоичных и троичных сочетаниях)
- Страстный – с превалирующими свойствами влечения
- Гневный - с превалирующими эмоциями отвращения
- Глупый темперамент – с отсутствием познавания ума
- Верующий темперамент - с влечением к Духовному
- Интеллектуальных темперамент - имеющий сильные познающие свойства
- Спекулятивный темперамент — чрезмерно думающий

Оба текста обединяют эти шесть основных в три таким образом

- Вера=Страстность т.к. Страстность находится во влечении к чувственным желаниям, а Вера влечется к качествам добродетели. Страстность сложно отказаться от того, что вредно, а Вера не отдаст то, что полезно.
- Гневный=Интеллектуальному тк. в обоих случаях присутстует эмоция отрицания - Гневный избавляеться от того, что не нравиться, так Интеллектуальный темперамент избавляеться от того что плохо. Гневный склонен во всем искать вину, а Интеллектуальный темперамент ищет и отмечает то что не здраво.
- Спекулятивный=Глупому т.к. непонимание так и чрезмерное мышление возникающие изза легкого домысливания – поверхностностны, возбуждены и оторванны от реальности. А Спекулятивный -не спокоен, потому что он возбужден постоянным додувыманием, Глупый же возбужден тем что ничего не понимает.

Общие Учения.

- Страстный человек прогрессирует через привлекательность. - - - - — -Гневныйчеловек прогрессирует через отрешеннность.
- Глупый получает прогрессирует через не вовлеченность.

- Страстный темперамент имеет манеру поведения в обществе как как слуга. Гневный - как хозяин. В Глупый темперамент подобен больному или животному.
- Человек со страстным темпераментом - чувственный. Человек с гневным - вздорный. Человек с Глупым темпераментом — нерадивый.
- Тот у кого избыток мокроты является Страстным. Тот, кто имеет избыток желчи являеться Гневным. Тот кого имеет избыток ветра является Глупым.

Как распознаются темпераменты?

По манере походки.
- Страстный темперамент - ходит осторожно, опуская поднимая свои ноги медленно и равномерно. Его шаг пружинист и изящен.
- Гневный темперамент - ходит, как будто он вбивает ноги в землю, ставя и поднимая ноги быстро и резко - толчками и рывками. Ноги могут тереться друг о дуга.
- Глупый темперамент - ходит с неуверенно и недоуменно, его шаги и движения нерешительны, путанны и зачастую внезапны. Шаги шаркающие. Ноги могут путаться.

По манере поведения
Страстный темперамент — ведет себя уверенно и грациозно. Гневный темперамент — ведет себя жестко и зажато. Глупый темперамент — смущен отрешен, неуверен и летает в облаках.

По манере сна.
- Страстный темперамент расстилает свою постель, не спеша, ложится медленно, ровно располагая конечности и он спит спокойно. Когда проснулся, он встает медлено как бы с сомнением. На разбуженный ночью, он встает сразу и отвечает нерешительно.
- Гневный темперамент расстилает постель абы как, наспех и, швырнув свое тело туда, спит с угрюмым видом. Когда проснулся, он встает быстро и отвечает раздраженно.
- Глупый темперамент раскладывает постель наперекосяк и спит в основном лицом вниз, на животе, как попало, разбросав свои конености. Когда разбужен встает медленно, говоря “Хм.” и уходит не убрав постель. Разбуженный ночью, он долго лепечет чтото несвязное.

По отношению к обьектам органов чувств.
- Страстный темперамент смотрит на предмет долго и удивленно, как будто он не видел его раньше. Он не видит своей увлеченности, зачастуя видяего достоинства и пропускаянедостатки. Ему сложно освободиться свое внимание от увлекшего его обьекта даже после того, как его попытаються отвлечь.
- Гневный темперамент не смотрит долго на предмет, ведя себя как будто устал. Он редко бывает долго доволен даже хорошими вещами. Он легко замечает тривиальные недостатки, зачастую пропуская положительные аспекты. При отвлечении, он делает это без сожаления, легко переключаясь на чтото еще.
- Глупый темперамент зачастую в своем отношении к чувственным обьектам копирует окружающих его людей, считая плохим то, что другие считают бесполезным и хваля то, что другие хвалят. Делая так он зачастую притворяется так как внутри отрешен и спокоен—изза писутствия в уме равностности и отрешенности неведения.

По активности
- Страстный темперамент держит веник крепко и удобно, подметая аккуратно и равномерно. Подметает дорожки чисто не рассеивая их песчанного покрытия.
- Гневный темперамент держит метлу черезчур твердо, метет не чисто и не равномерно, с шумом, торопливо и резко, разбрасываяя песок в разные стороны.
- Глупый темперамент держит метлу кое как -слабо и неудобно. Он метет не аккуратно и не равномерно, смешивая песок с листьями. Он стараеться делать много вещей сразу, ничего не доводя до конца.

Любая другая активность.
Страстный темперамент действует умело, мягко, равномерно и тщательно. Гневный темперамент действует напряженно, сухо и неравномерно. Глупый темперамент делает все неискустно и сумбурно, неровно и нерешительно.

По манере одевания
- Страстный темперамент завернут не слишком плотно и не расхлябано. Роба завернута равномерно и крепко.
- Гневный темперамент заворачиваеться в робу слишком туго, плотно и неравномерно.
- Глупый темперамент носит робу слишком свободно, спутанно, неравномерно и расхлябанно. У него она часто начинает спадать.

По манере еды
- Страстный темперамент любит обильную, сочную, сладкую, богатую вкусами пищу. Не любит кислое. Он ест не спеша наслаждаясь ее вкусом.
- Гневный темперамент любит грубую, сухую, кисловатую на вкус пищу. Он ест торопливо не замечая вкуса еды. Сильно горюет если пища не пряная.
- Глупый темперамент не имеет устоявшихся привычек. Во время еды он роняет крошки на свою тарелку, пачкает губы, лицо потому что все время отвлечен.

По типу загрязнений часто возникающие в уме
- Страстный темперамент часто склонен к обману, неискренности, гордыне, странным и сильным влечениям, неудовлетворенности, пижонству и тщеславию. А - ревность, гордость, коварство, обольщение, чувственность
- Гневный темперамент часто склонен к - гневу, враждебности, пренебрежительности, властности, зависти и скупости. А- гнев, мстительность,лицемерие, скупость, ненависть.
- Глупый темперамент склонен - скованности, оцепенению, возбуждению, беспокойству, неуверенности и упрямству. А - ригидность, небрежность, неопределенность, тревога, увлеченносвь.
- В Верующем темпераменте возникают - щедрость, желание видеть Праведных, желание услышать благую Дхамму, непосредственность, честность, восторги вдохновленность от добродетельного.
- Интеллектуальному темпераменту свойственны - культура в речи, стремление к добродетельной компании, умеренность в еде, склонность к анализу, преданность осознанности и внимательности, ощущение безотлагательности, которое внушает чувство срочности и разумно направленные усилия.
- В Спекулятивном темпераменте наблюдается частое возникновение - разговорчивости, общительности, скуки, неспособности закончить обязательства, чрезмерное планированние и колебания.

Однако эти вещи не стоит относить к абсолюту т.к. как люди могут вести себя по разному в различных ситуациях и по разным причинам изза возникающих эмоций, собственных усилий, кармы. Нужно смотреть в общем втечении долгого времени.

Какие жилье, образ жизни, пища и медитации подходят различным темпераментам?

Страстному темпераменту подойдет грязное, неухоженное жилье, в котором ему будет сложно получать физическое или эстетическое удовольствие - землянка под нависающей скалой, вонючая пещера с летучими мышами. Местность вокруг мрачная, неудобная для жизни с большим колличеством опастностей — дикие животные, насекомые итп. Мебель полная жучков. Им не стоит жить в чистоте. Отсутствие кровати, полуразрушеный дом или жизнь в лесу под деревом тоже будет полезна.
Подходящие внутренние и наружные предметы одежды должны быть с оборванныеми краями и нитками свисающими везде, жесткие на ощупь, легко пачкающаяся и тяжелые, те которые трудно носить.
Чаша для еды - должна быть уродливой, неудобной, неровной, неапеттитной.
Правильное обращение мирян — невнимательные, грязные, небрежные, неказистые, некрасивые, дурно пахнущие, грубые.
Подходящая еда — жесткая, невкустная, необильная, кисловатая пища, старая которую захочеться есть лишь для заполнения желудка и утоления голода. Есть и пить следует не немного.
Правильные позы практики для него стоя или при ходьбе.
Объект его созерцания должен быть — все виды визуализационных касин, начиная с голубой, цвет которых не очень чист.
Медитация пригодная темпераменту: непривлекательность во всех аспектах, десять видов гниения, непривлекательные аспекты 32 частей тела, страдание как
Практика 32 части тела — размышлениео их не привлекательности.
Практика развития мудрости — отмечание характеристики страдательности и неудовлетворенности.

Гневному темпераменту следует жить в приятном обеспеченном всеми эстетическими и физическими удобствами месте. Чистота, радующие глаз виды. Удобная и безопастная дорога в деревню за едой. Небольшое колличество мебели, чтобы избежать появления беспокоящих насекомых и животных.
Одежа и вещи сделаны из красивых удобных в обращении и эстетически приятных материалов.
Помогающие миряне — внимательны, вежливы, аккуратны и предупредительны.
Еда — обильны привлекательна на вид, вкус и запах. Есть ему стоит столько сколько он любит.
Правильные позы для него положении лежа или сидя.
Объектом его созерцания должны быть касины всех цветов начиная с голубого, цвет которых идеально чист.
Медитация пригодная темпераменту: Четыре аспекта любящей доброты и визуализационные касины.
Практика 32 части тела — их визуализация с концентрацией на цветовом аспекте. Развитие мудрости — размышление и отмечание отсутствие самости во всем.

Правильным жильем для Глупого темперамента будет — открытое, не замкнутое помещение, где все четыре стороны света будут хорошо просматриваемы.
Остальные рекомендации по жилью одежде и еде будут схожи с тем что даны Гневному темпераменту.
Он постоянно должен жить рядом с серьезным учителем во всем полагаясь на него.
Правильной позой для практики будет поза при ходьбе.
Правильный объект для евизуализации должен быть большим.
Медитация пригодная темпераменту: внимательность к дыханию
Практика 32 части тела — чувствование места на теле, их обема вместе с проговариванием..
Развитие мудрости — через наблюдение изменчивости всего.

Верующему темпераменту подходят все указанное для Гневного темперамента.
Медитация пригодная темпераменту: размышление о качествах Будды (Просветленного), размышление о Дхамме (Законе), размышление о Сангхе (Святом Сообществе), размышление о собственной Добродетели, размышление о собственной Щедрости, размышление о жителях Раев.

Для Интеллектуального темперамента не требуется каких либо конкретных условий касающихся жилья, еды, одежды итп.
Медитация пригодная темпераменту: Памятование о Смерти, размышление о Ниббане, наблюдение четырех элементов и восприятие непривлекательность в пищи.

Спекулятивному темпераменту подойдет закрытое и замкнутое помещение, не провоцирующее излишних мыслей. Остальные рекомендации будут такими же как и Страстному темпераменту.
Ему нужен небольшой обьект для визуальной концентрации.
Медитация пригодная темпераменту: внимательность к дыханию.

Визуализационные Касины и нематериальные джханы подходят для всех видов темперамента.
969
Панньянатта M
Саманера
Аватара
Репутация: 338
Сообщения: 221
Зарегистрирован: 23.01.2017
Традиция: Тхеравада

#2 Maksim Furin » 16.03.2017, 23:39

Панньянатта писал(а):Правильные позы для него положении лежа или сидя.
Объектом его созерцания должны быть касины всех цветов начиная с голубого, цвет которых идеально чист.
Медитация пригодная темпераменту: Четыре аспекта любящей доброты и визуализационные касины.
Практика 32 части тела — их визуализация с концентрацией на цветовом аспекте. Развитие мудрости — размышление и отмечание отсутствие самости во всем.
Давно хотел узнать - а что это собственно за созерцание касины? И о каких четырех аспектах любящей доброты идет речь? И про практику 32 частей расскажите?
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Днепр
Репутация: 972
Сообщения: 821
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

#3 Кхеминда » 17.03.2017, 03:45

Вообще еще патисамбхидамагга кстати есть, она древнее вимуттимагги даже.
Кхеминда

#4 Кхеминда » 17.03.2017, 03:49

Maksim Furin
Читайте магги там подробно расписано
Кхеминда

#5 саша » 17.03.2017, 16:47

На современную психологию похоже. Как я понимаю полного перевода на русский нет?
Все есть страдания...
саша
Репутация: 181
Сообщения: 413
Зарегистрирован: 06.02.2016
Традиция: Нет

  • 1

#6 Белов » 20.03.2017, 13:38

саша писал(а):На современную психологию похоже.
И на гороскоп. Как можно всех людей поделить на три типа? По-моему это настолько приближённо будет, что не будет иметь никакого практического смысла. Я даже этот текст читая, нашёл в себе от всех трёх типов характеристики. Но. Возможно просто чего-то недопонимаю, видимо много от глупого :lol:
Устранив очарованность - бесстрастный освобождается.
Белов M
Аватара
Откуда: Иркутская область
Репутация: 1506
Сообщения: 1462
Зарегистрирован: 23.05.2015
Традиция: Тхеравада

  • 1

#7 Кхеминда » 20.03.2017, 15:40

Тут имеется ввиду скорее доминирование какого либо качества над другими.
Кхеминда

#8 ura1 » 20.03.2017, 15:49

Белов писал(а):...Я даже этот текст читая, нашёл в себе от всех трёх типов характеристики...
это тест на отождествление, по нему проверяешь насколько та или иная характеристика находит в тебе привязанность,отождествился значит привязанность налицо
1+ 000000000000000000000000000000000000000000..............
ura1 M
Аватара
Откуда: с юга
Репутация: 115
Сообщения: 1066
Зарегистрирован: 07.03.2015
Традиция: Нет

#9 Leshalf » 28.06.2017, 11:39

Давно хотел узнать - а что это собственно за созерцание касины? И о каких четырех аспектах любящей доброты идет речь? И про практику 32 частей расскажите?[/quote]

МЕДИТАЦИЯ НА ЧАСТИ ТЕЛА
=========================
Это одна из самых первых медитаций из тех которым, судя по священным текстам, учил Будда хоть и является больше медитацией успокоения и сосредоточения ума, но так же несет в себе и глубокий аспект анализа. Он может быть применима для начала развития и укрепления этого качества в уме, что безусловно является развитием мудрости. Как известно для Абсолютного Просветления каждому человеку надо растворить 4 иллюзии в уме — иллюзию стабильности в том что изменчиво, иллюзию постоянства в том что не имеет постоянной сущности, иллюзию приятности в не удовлетворительном и иллюзию привлекательности в неприятном.
Эта практика как раз работает с с последним типом и на раз уничтожает такие качества как похоть или чрезмерное беспокойство своем теле и всем что с ним связанно. Для у самой практики есть некоторые ограничения — так например для ее визуализационной части начинающим не рекомендуется применять образ физического тела молодого человека противоположного пола. Она так же не всегда рекомендуется для мирян т.к. при неправильной и излишней практике может ввести в депрессию. Ибо во многих знаниях многие печали.
Эта медитация включает в себя истинную основу анализа - просто разделяет целое по частям и анализирует их свойства. Будда для этого разделял тело на 32 части и советовал наблюдать их - снаружи вовнутрь и сверху вниз. Выглядит это примерно так - «Волосы, пот, кожа, жир, гной, мясо, жилы, кости, суставы, ногти, зубы, мозги, сопли, слезы, ушная сера, слюна, диафрагма, легкие, сердце, кровь, печень, селезенка, желудок, желудочная слизь, кишки, не переваренная пища, черви, калл, почки, моча». Закончив ее следует начать наблюдать этот список с конца в начало, делая так в течении всего времени практики.

Практиковать эту медитацию можно четырьмя способами(они выбираются в зависимости от характера и предпочтений практика)
- простое проговаривание частей тела (с него все начинается) со временем приводит практикующего к концентрации доступа
- чувствование мест на теле и обьема которое занимают те или иные органы так же приведут к концентрации доступа
- визуальное представление органов их цвета, формы итп - приведут к медитативному поглощению ума
- отслеживание аспектов непривлекательности этих частей внутри и снаружи приведут к развитию отрешенности и концентрации доступа. Этот метод боле всего влияет на развитие мудрости. В нем вы спрашиваете себя приятны ли например черви
- приятны ли они на ощупь
- на запах
- на вид
- на вкус
- приятны ли вообще для человеческого ума как концепт (так чтобы сказать кому «то ты мой червь» итп)

Понимание и мудрость — со временем при частом применении подобной медитации в уме могут возникать прозрения - что все люди в сущности похожи т.к. состоят из одинаковых частей поэтому мало чем в сущности отличаются, что все в нашем мире в той или иной степени из этих частей состоит — пища, деревья итп т. к. (например) лучшим питанием для растений являются кал и трупы и ингридиенты за счет которых они растут это те же мертвые 32 части тела, которые вы сейчас повторяете, что земля также состоит по большинству из перегноя трупов растений и живых существ, а значит и из этих частей. Главное тут внимательно следить за тем чтобы практика вместо отрешенности не стала вызывать у вас отвращение - это уже ошибка (В древних Буддийских текстах известна история, когда множество монахов под изза неправильного применения этой техники совершила самоубийство). Ее лучше начать балансировать чем то приятным - например Любящей Добротой.

Развитие - Со временем, когда вы легко и без каких либо прерываний можете в течении часа туда и обратно гонять эти 32 части тела - уменьшите обьект. Уберите половину частей (те которые по вашему ощущение являются для вас самыми не явными и пустыми) и продолжайте работать с 16-ю. Потом, когда сможете и их удерживать в уме без каких либо перерывов и проблем, уменьшите их вдвое. Повторяйте этот процесс до тех пор пока не останется всего
одна часть - самая явная и простая для вас. Она и станет для вас ключом к вхождение в медитативное поглощение ума.
Результаты - Бханте Арянанда из Монастыря НаУяна говорит, что половина загрязнений ума, которые и удерживают нас от состояния счастья и блаженства, связанна с нашей привязанностью к телу. эта практика направлена именно, на то чтобы эту привязанность максимально ослабить, так пропадет половина пустых беспокойств и волнений о теле и его нуждах. «Успокаивается ум - успокаивается тело»
Начинать практику рекомендуется с 10-15 минут для профилактики(развития Похоти) в последствии, мягко увеличивая время. Эта практика необходима прежде всего монахам, но умный человек даже будучи женатым или замужней безусловно найдет ее полезной — для соблюдения нравственности и сохранения семьи и совести.
Буддийский Фронт Полного и Окончательного Освобождения
Leshalf M
Откуда: Москва
Репутация: 67
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 25.06.2017
Традиция: Тхеравада


Вернуться в БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 21 гость