различные практики медитации

Список форумов Теория и практика БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Описание: Всё, что касается практики в самом широком смысле.

  • 1

ЛЮБОЙ ОБЪЕКТ ДЛЯ МЕДИТАЦИИ

#121 Leshalf » 26.10.2017, 15:47

.
==============================
Как то один молодой монах, довольно сильно напившийся кофе, ночью долго не мог уснуть. Вспомнив рекомендации одного из своих друзей по Монастырю, он решил не тратить попусту время и заняться изучением Абхидхаммы. Для европейцев сейчас в двух переводах на английском доступно упрощенное ее обьяснение в древнем труде Абхиддхамматике самгахе (на русском его,увы, пока нет). Слова перевода на английский довольно просты. Читая и переводя его в тетрадку, монах был поражен простоте и глубине раскладыванию ума и всех его составляющих. За эту ночь у него родилось несколько вопросов, на которые,как оказалось, не смог ответить ни один знающий и опытный практик в Монастыре. Тогда молодой человек обратился с ними на общем обсуждении к Учителю. Вопросы эти звучали примерно так. «Если я буду постоянно повторять не «Буддо» или другую известную формулу, а, например, «ложка», или визуализировать не Будду, а ложку, смогу ли я получить самадхи за счет этого?»
Учитель улыбнулся - «Весь наш мир состоит из обьектов для медитации. Главное их правильно применять. Повторение «ложка, ложка» - вытеснит загрязнения ума и даст практикующему Упачара самадхи. Ее визуализация позволит случиться медитационному поглощению ума — Джхане. Но лучше практиковать те обьекты, которые дал нам Будда, потому что они, по мимо чистой концентрации или спокойствия, несут в себе другие хорошие и полезные (Кусала) качества, дающие большие кармические заслуги их практикующему.»

В последствии, размышляющий над ответом молодой монах вспомнил одно из Учений Будды в сутрах — «...все объекты приходящие к нам через чувственные органы вызывают либо отвращение, либо влечение, либо неведение. Мудрый и опытный практик же сможет использовать их для возникновения отрешенности, мудрости и сострадания.» Так мы можем использовать любой объект как для концентрации, так и для мудрости.
Буддийский Фронт Полного и Окончательного Освобождения
Leshalf M
Откуда: Москва
Репутация: 64
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 25.06.2017
Традиция: Тхеравада

#122 uwei » 26.10.2017, 16:33

Leshalf писал(а):.
==============================
Как то один молодой монах, довольно сильно напившийся кофе
Скрытый текст
, ночью долго не мог уснуть. Вспомнив рекомендации одного из своих друзей по Монастырю, он решил не тратить попусту время и заняться изучением Абхидхаммы. Для европейцев сейчас в двух переводах на английском доступно упрощенное ее обьяснение в древнем труде Абхиддхамматике самгахе (на русском его,увы, пока нет). Слова перевода на английский довольно просты. Читая и переводя его в тетрадку, монах был поражен простоте и глубине раскладыванию ума и всех его составляющих. За эту ночь у него родилось несколько вопросов, на которые,как оказалось, не смог ответить ни один знающий и опытный практик в Монастыре. Тогда молодой человек обратился с ними на общем обсуждении к Учителю. Вопросы эти звучали примерно так. «Если я буду постоянно повторять не «Буддо» или другую известную формулу, а, например, «ложка», или визуализировать не Будду, а ложку, смогу ли я получить самадхи за счет этого?»
Учитель улыбнулся - «Весь наш мир состоит из обьектов для медитации. Главное их правильно применять. Повторение «ложка, ложка» - вытеснит загрязнения ума и даст практикующему Упачара самадхи. Ее визуализация позволит случиться медитационному поглощению ума — Джхане. Но лучше практиковать те обьекты, которые дал нам Будда, потому что они, по мимо чистой концентрации или спокойствия, несут в себе другие хорошие и полезные (Кусала) качества, дающие большие кармические заслуги их практикующему.»

В последствии, размышляющий над ответом молодой монах вспомнил одно из Учений Будды в сутрах — «...все объекты приходящие к нам через чувственные органы вызывают либо отвращение, либо влечение, либо неведение. Мудрый и опытный практик же сможет использовать их для возникновения отрешенности, мудрости и сострадания.»
Так мы можем использовать любой объект как для концентрации, так и для мудрости.


вывод - пить кофе полезно
uwei
Откуда: MSQ
Репутация: 1700
Сообщения: 2340
Зарегистрирован: 13.10.2015
Традиция: Нет

#123 Buddhist » 26.10.2017, 19:33

Качества Будды можно заменять только одним из остальных девяти ануссатий. На - Дхамму, Сангху, Нравственность, Щедрость, Дэвов, Смерть, Тело, Дыхание, Умиротворение.
Никаких ложек и кофе среди них нет, не слушайте глупости.
Buddhist
Репутация: 56
Сообщения: 145
Зарегистрирован: 21.09.2017
Традиция: Тхеравада

Скелет

#124 Leshalf » 23.11.2017, 20:58

МЕДИТАЦИЯ НА СКЕЛЕТ

Одной из самых популярных практик вызывающих в уме отрешенность является медитация на скелет. Зачастую, в любом уважающем себя Монастыре в особом месте есть скелет или череп для практики этой техники, не говоря уже о подробных картинках или фотографиях. Для чего это нужно?
Монахи, поставившие целью своей жизни непрерывную духовную реализацию, периодически сталкиваются с такими проблемами, которые не всегда могут быть понятны живущим в миру.
Одна из них - похоть. Это влечение к человеческому телу, на самом деле являющееся влечением к получению ощущений от чувственных органов собственного тела.
Второе - влечение к праздности.
Каждый из нас время от времени прибывает в этом состоянии — мир вокруг такой большой и многообразный. Можно увлечься музыкой, книгами, сериалами, общением в интересной компании друзей или занятием над реализацией заинтересовавшей тебя идеи. Все это, по хорошему просто отвлекает нас от осознания самых важных жизненных вопросов — зачем мы живем, какова наша цель в этот короткий по вселенским понятиям период существования.

Серьезные монахи постоянно пребывают в непрерывном стремлении к созданию причин для своей духовной реализации. В хороших Монастырях их жизнь ограничена монашескими правилами и образом жизни защищающим от мирской праздности. Но выработанная в течении мирской жизни привычка ума к увлечению прожиганием жизни, порою создает великое страдание в сердце практикующих. Особенно она проявляется, когда человек решил посвятить практике всю свою жизнь и не поставил границы для ее окончания. В этом случае он уже не может сказать себе «Потерпи. Потерпи. Еще две недели\ месяц\год и я смогу радоваться всему тому, что хочу сейчас!!» Понимая, что остаток жизни проживет тем образом жизни которым живет сейчас, ему приходится поддерживать в уме высокий уровень самомотивации, духовных стремлений и отрешенности от праздности. Для этого и необходимы практики группы Асубы. Практика медитации на скелет является одной из медитации этой группы. Она с одной стороны напоминает развивающему ее человеку о смерти и с другой о истинной природе наших тел — их непривлекательности.

Для практики этой техники нам потребуется изображение скелета, которое мы должны рассматривать во всех подробностях сверху вниз снова и снова, ментально повторяя «Скелет, скелет». Когда, со временем, мы сможем достаточно хорошо запомнить все его детали, Учитель рекомендует делать это уже с закрытыми глазами по памяти. Такая практика является практикой сосредоточения ума. Со временем визуализируемый объект станет светиться ярко белым светом и перейдет в Нимитту медитативного поглощения.

Для практики мудрости, после рассматривания картинки скелета, нам следует с открытыми глазами различать скелеты во всех окружающих нас людях. Это довольно легко делать если концентрироваться на зубах каждого из них — тогда станет ясно виден череп, а за ним и кости скелета. Мудрость также развивается пониманием того, что каждый материальный объект в той или иной степени когда то был или будет костями живых существ. И камни, и земля, и растения, и пища - все это в той или иной степени включает в себя фрагменты скелетов живых и мертвых существ. Считается что такая практика будучи непрерывной очень быстро вызывает отрешенность от материальных чувственных объектов. Обычно к инструкциям к этой технике рассказывается довольно известная история про монаха медитировавшего на скелет и достигшего высочайшего уровня святости, когда ему улыбнулась пробежавшая по дороге юная девушка. Он мгновенно различил ее скелет и обрел освобождение от всех страданий. Бегущий ей вслед юноша (жених с которым она поссорилась) спросил у монаха не видел ли он проходившую по дороге девушку, тот ответил «Не видел я не мужчину, и не женщину, но только пустые кости проходившие в том направлении.»
Буддийский Фронт Полного и Окончательного Освобождения
Leshalf M
Откуда: Москва
Репутация: 64
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 25.06.2017
Традиция: Тхеравада

#125 ura1 » 24.11.2017, 12:28

Leshalf писал(а):Понимая, что остаток жизни проживет тем образом жизни которым живет сейчас, ему приходится поддерживать в уме высокий уровень самомотивации, духовных стремлений и отрешенности от праздности. Для этого и необходимы практики группы Асубы. Практика медитации на скелет является одной из медитации этой группы. Она с одной стороны напоминает развивающему ее человеку о смерти и с другой о истинной природе наших тел — их непривлекательности.
такая практика является частным случаем развития осознанности к смерти, в данном случае "костылем" будет скелет человека
1+ 000000000000000000000000000000000000000000..............
ura1 M
Аватара
Откуда: с юга
Репутация: 89
Сообщения: 829
Зарегистрирован: 07.03.2015
Традиция: Нет

  • 2

#126 Ringelblume » 25.11.2017, 02:18

Интересно с какой книги всё эти отрывки понадерганы?

,,Он мгновенно различил ее скелет и обрел освобождение от всех страданий,,

А до этого, что, не мог никак ,, догнать,,?
Мне вот эти сказки нравятся: капнула капля по лбу и он достиг просветления. Скормил из сострадания тигру половину ягодицы и.т.д.
Ringelblume
Репутация: 89
Сообщения: 173
Зарегистрирован: 10.09.2016
Традиция: Нет

  • 1

"В этой жизни- наставления Будды по Освобождению" Саядо У Пандита

#127 Leshalf » 03.01.2018, 14:38

Нами завершен перевод книги
"В этой жизни- наставления Будды по Освобождению" Саядо У Пандита

Предисловие переводчика

Часть этого замечательного труда была издана много лет назад издательством «Библиотека Буддиста» в рамках серии «Мастера современного Буддизма». Там она входила в сборник переводов с тремя статьями - переведенные наставления известного мастера Дзен Буддизма Тит Нат Хана «Чудо осознанности», обзорную статью Джо Ди Фео под названием «Дзен психоанализ» и наконец часть самой книги «В этой жизни» без довольно большого ее куска, вырванного из середины и опубликованного как наставление другого известного в то время, в России бирманского учителя Саяджи У Ба Кхина.

Почему редактор книги изменил автора и опубликовал этот труд не полностью настоящий переводчик не знает. Но он очень благодарен, что сей значимый труд был переведен и опубликован еще в те годы. Он сильно помог ему и другим медитаторам Випассаны узнать много интересных практических нюансов о медитации в Буддизме Тхеравады. Книга объясняет основы являющиеся сердцем Учения Будды — Бодхипакьядхаммы простым и понятным каждому человеку языком. Дабы восстановить справедливость в отношении настоящего ее автора и устранить сомнения у русскоговорящих практиков Випассаны в традиции У Ба Кхина, как ее преподает Гоенка (довольно многочисленных на пост-советском пространстве) он решил взяться и до перевести опущенный отрывок и выложить в сеть всю книгу целиком под именем ее реального автора - Саядо У Пандита.

С уважением и благодарностью за проделанную работу.

Леша Тэль (Реализаторы Фантазии РФ)


Предисловие Джозефа Голдштейна.

Когда Саядо У Пандита впервые приехал учить в Соединенные Штаты в 1984 году, мы знали его только как преемника Махаси Саядо из Бирмы. Тогда мы даже не могли представить, что его учение и присутствие помогут открыть много новых дверей нашего понимания.
Как мастер медитации, он провел нас через тончайшие аспекты практики; как ученый, он привнес новые смысл и жизнь в вечные наставления Будды; и как великий духовный друг, он вдохновил нас искать высшую Свободу.

Так же, как Будда вышедший из касты воинов древней Индии, Саядо У Пандита является духовным воином нашего времени. Его упор на героических усилиях сочетается с радостной уверенностью в том, что Освобождение возможно в этой самой жизни. Саядо помог нам осознать собственную внутреннюю способность преодолевать ограничения заблужденного ума.

Эта книга представляет собой сборник бесед первого трех месячного Ритрита, который Саядо провел в Сообществе Медитации Прозрения (Insight Meditation Society). Он подробно описал как практический путь Пробуждения так и глубокую теоретическую модель самого прозрения ума. Эти беседы вознаграждают вдумчивое чтение, позволяя знакомым аспектам учения, вызреть в нашем сознании, и ошарашивая нас новыми перспективами по некоторым старым и давно сложившимся точкам зрения.

Эта книга - сокровищница практической Дхаммы. Пусть она поможет пробудить мудрость и сострадание во всех нас.


Джозеф Голдштейн
Барре, Массачусетс

ссылка где ее можно скачать...
https://vk.com/realizatory_fantasyi?w=wall-111603255_310
Буддийский Фронт Полного и Окончательного Освобождения
Leshalf M
Откуда: Москва
Репутация: 64
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 25.06.2017
Традиция: Тхеравада

ДЭВА АНУСАТТИ

#128 Leshalf » 16.01.2018, 11:50

ДЭВА АНУСАТТИ

Этот тип медитации сейчас довольно редко встречается среди практиков Тхеравада. Однако, в древних текстах описывается, что Просветленный, обучая неподготовленных мирян своей Дхамме, начинал с серии самых простых техник — к которым как раз и относиться Дэва анусатти.
Духовный прогресс, в том числе и в нравственность, должны основываться на очень сильном мотивационном фундаменте ума, который как раз создают подобные техники. В настоящий момент в Азии можно встретить много счастливых и вдохновленных мирян которые, неосознанно делают эту технику («Делая то-то то-то я попаду в рай, дэвлоку и пр..»). В тоже время в монастырях присутствует некоторое количество несчастных, неудовлетворенных жизнью и жалующихся на свою судьбу монахов «Ну вот я в монашестве уже целых 3 месяца, а Ниббану и Джханы все еще не постиг!» Если кто-то подходил с подобными вопросами к Учителю На Уяны Бханте Ариянанде тот всегда говорил - «Радуйся! Ведя праведную жизнь - ты попадешь в Рай. Ты не творишь зла и развиваешь свой ум. Оставайся счастливым.» Некоторые читавшие много книг иностранцы, неосознанно, распространяя состояние неудовлетворенности своего ума на совет учителя в тайне негодовали: «Будда говорил что целью святой жизни не должны быть перерождения в раю. Только Ниббана — наша цель!». Но суть в том, что для успешной практики ум должен пребывать в удовлетворенном оптимистичном состоянии. К сожалению, на понимание практики у новичков часто накладывается большое количество неудовлетворенности и влечений. Это есть отсутствие грамотного фундамента. Более глубокие медитации следует практиковать на базе счастливого, довольного и удовлетворенного ума. В Этом может очень помочь данная практика...

Как же выполнять Дэва анусатти?
Прежде всего вам следует ознакомиться с духовно-вдохновляющей литературой о богах, девах и ангелах и пр.. Далее проводить размышления об этих существах, осознавая, что они как умы достигшие перерождения в подобных планах, реализовали его при помощи хороших качеств и поступков в прошлом:
- Вера в доброе духовное Учение,
- Нравственность в поступках и речи,
- Щедрость в отношении к окружающим,
- Знание духовных наставлений,
- Понимании законов этого мира — Дхаммы.
Размышляя о об этих качествах, сравнивайте их со своими и берите как пример и в качестве вдохновения. Понимайте что концентрируясь на них вы неуклонно взращиваете их аналоги в своем уме, готовя себя к перерождению в высоких планах бытия. Со временем размышления о качестве богов пересилят негативные качества ума и вам будет очень просто сконцентрироваться.

Можно вынести смелую гипотезу, что практики Кришнаитов, являются одним из видов Буддийской медитации. У них даже существует поверье, что ни одна и существующих практик кроме воспевание качеств Кришны в наше темное время уже не поможет развитию ума (что на начальных его стадиях может быть довольно справедливо). Аналогом Деваанусатти могут относиться медитативные мантры Махаяны или поклонение высшим существам в Ваджраяне.
Так или иначе эта практика может быть очень полезной людям чей ум воспитывался на базе веры — так они смогут использовать эту базу (будь она Христианской, Мусульманской Кришнаитской или Иудейской) для стабилизации своего ума и подготовки его к переживанию Джхан.
Буддийский Фронт Полного и Окончательного Освобождения
Leshalf M
Откуда: Москва
Репутация: 64
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 25.06.2017
Традиция: Тхеравада

  • 1

#129 Ericsson » 17.01.2018, 12:03

Leshalf писал(а): «Радуйся! Ведя праведную жизнь - ты попадешь в Рай. Ты не творишь зла и развиваешь свой ум. Оставайся счастливым.» Некоторые читавшие много книг иностранцы, неосознанно, распространяя состояние неудовлетворенности своего ума на совет учителя в тайне негодовали: «Будда говорил что целью святой жизни не должны быть перерождения в раю. Только Ниббана — наша цель!». Но суть в том, что для успешной практики ум должен пребывать в удовлетворенном оптимистичном состоянии. К сожалению, на понимание практики у новичков часто накладывается большое количество неудовлетворенности и влечений. Это есть отсутствие грамотного фундамента. Более глубокие медитации следует практиковать на базе счастливого, довольного и удовлетворенного ума.

Хочу ещё раз выразить искреннюю благодарность всем друзьям, которые участвовали в обсуждении этой темы и близких тем на форуме, что помогло мне (и уверен, что не только мне) углубить понимание некоторых очень важных аспектов Учения. :smile:
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1398
Сообщения: 1976
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

"Знание и Видение" Па-Аук Саядо

#130 Leshalf » 18.01.2018, 13:37

Нами завершен перевод первой половины книги
"Знание и Видение" Па-Аук Саядо

Предисловие переводчика

Путь практики Учения Будды описанный в этой книге, по мнению переводчика, является глубочайшим и детальнейшим изложением практических аспектов Древних Палийскийх текстов Тхеравады из всех существующих в наше время.
Па-Аук Саядо (или Учитель-монах из Монастыря Па-Аук) является не только серьезным многолетним практиком медитации, но и получившим высшие оценки в Буддийском образовании ученым-исследователем этих текстов. Его метод опирается на наставления из древнейшего учебника по Буддийской медитации Пути-Очищения (Visudhimagga) и наставлений из комментариев оставленных на тексты Канона и написанных поколениями практикующих монахов в течении всего времени существования Дхаммы Будды. Этот метод описывает пошаговое, практическое развитие и становление ума от обычного не тренированного человека (puggala) к переживанию глубочайшего состояния полного Пробуждения от всех иллюзий и Освобождения от всех страданий — Ниббаны.
Только Учитель из Па-Аука смог превратить Абхидхамму (третью часть Учения Типитаки) из философского направления, которым она со временем стала, в практический аспект Дхаммы. Так практик, при помощи развитой и сильной концентрации, способен увидеть и на личном опыте пережить все тонкие описанные в этом труде аспекты ума и материи. Переводчик очень благодарен Саядо и каждому из линии его Учеников преподающих этот метод и позволяющий людям избавиться от страдания ума на самом глубочайшем его уровне.
Стоит так же упомянуть что эта книга является записанными беседами на медитационном Ритрите в Тайване и следовательно несет в себе аспекты разговорной речи Мьянмарца не очень хорошо знающего английский язык. Это ведет к множественным повторениям, не очень хорошо выглядящим как написанный текст. Учитель дает много терминов из Абхидхаммы, которые очень сложно переводятся на русский и могут странно звучать для русскоязычного читателя. Переводчик по максимуму старался сделать текст удобоваримым для каждого читателя не-Буддиста — разноображивая и олитературивая эти наставления и при этом стараясь не менять саму технику.
Так или иначе Переводчик считает, что эта книга подойдет лишь для краткого ознакомления с базовыми аспектами практики Монастыря Па-Аук от самых начальных и к самым сложным ее этапам. Для серьезной практики Учений, описанных ниже, рекомендуется медитировать под руководством одного из сертифицированных Саядо Учителей.

С Уважением и благодарностью Леша Тэль (Реализаторы Фантазии РФ)


https://vk.com/realizatory_fantasyi?w=wall-111603255_351
Буддийский Фронт Полного и Окончательного Освобождения
Leshalf M
Откуда: Москва
Репутация: 64
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 25.06.2017
Традиция: Тхеравада

#131 Buddhist » 22.01.2018, 16:11

Leshalf писал(а):ДЭВА АНУСАТТИЭтот тип медитации сейчас довольно редко встречается среди практиков Тхеравада. Однако, в древних текстах описывается, что Просветленный, обучая неподготовленных мирян своей Дхамме, начинал с серии самых простых техник — к которым как раз и относиться Дэва анусатти.
Монахов тоже учил ей, наряду со всеми остальными объектами медитации.
Духовный прогресс, в том числе и в нравственность, должны основываться на очень сильном мотивационном фундаменте ума, который как раз создают подобные техники.
Не создает медитатция никакой мотивации к нравственности, а без нравственности вообще нет смысла за это браться. Нравственность основа-фундамент буддийской практики. Про это уже миллион раз говорили.
Как же выполнять Дэва анусатти?
Также, как медитацию о качествах Будды. Качества Махабрахмы перечислены в Типитаке, в виде самодостаточных шлок, состоящих из ряда эпитетов, отображающих св.качества.
реализовали его при помощи хороших качеств и поступков в прошлом:
- Вера в доброе духовное Учение,
- Нравственность в поступках и речи,
- Щедрость в отношении к окружающим,
- Знание духовных наставлений,
- Понимании законов этого мира — Дхаммы.
Нет, это должны быть персональные св. качества существа, они и даются в Типитаке , - Великий Брахма, Повелитель, Непревзойдённый, С Безошибочным Видением, Владыка, Создатель и Творец, Высочайший Провидец, Господин, и Отец тех, кто есть, и тех, кто когда-либо может быть.
Также качества канонически перечисляются у Сакки, но одна из сутт прямо говорит, что Сакка не достоин внимания буддистов, тк. обладает целым рядом анти-качеств. Только этим двум богам (Сакке и Брахме) посвящены персональные отдельные саньютты Типитаки. Поэтому из всех божеств для медитации буддиста наиболее годится только один Брахма, наивысшее дхармически действующее божество буддийской космологии.
Размышляя о об этих качествах, сравнивайте их со своими и берите как пример и в качестве вдохновения. Понимайте что концентрируясь на них вы неуклонно взращиваете их аналоги в своем уме, готовя себя к перерождению в высоких планах бытия. Со временем размышления о качестве богов пересилят негативные качества ума и вам будет очень просто сконцентрироваться.
Размышления размышлениями, а практически это будет сводится к декламациям на языке Пали, как и с девятью качествами Будды. Тхеравада традиция декламаций, а не умозрительных пассов.
Можно вынести смелую гипотезу, что практики Кришнаитов, являются одним из видов Буддийской медитации. У них даже существует поверье, что ни одна и существующих практик кроме воспевание качеств Кришны в наше темное время уже не поможет развитию ума (что на начальных его стадиях может быть довольно справедливо).
Кришна упоминается в одной из сутт, как нечеловеческое существо низшего порядка, даже не дэват. Статус ишвары индуистов он получил намного позже. Достоин ли он внимания буддистов, просто подумайте...
Аналогом Деваанусатти могут относиться медитативные мантры Махаяны или поклонение высшим существам в Ваджраяне.
В ваджраяне поклоняются выдуманным тантриками "буддам", фейкам-пустышкам, а также некоторым богам средневекового индуизма. Шиве, Кали и пр., которые в тхерской Типитаке как бы присутствуют, но никакой значительной роли вообще не играют, таково было их положение в древности.
Так или иначе эта практика может быть очень полезной людям чей ум воспитывался на базе веры — так они смогут использовать эту базу (будь она Христианской, Мусульманской Кришнаитской или Иудейской) для стабилизации своего ума и подготовки его к переживанию Джхан.
Авраамиты точно поклоняются Брахме, но под своим соусом, с целым рядом ложных воззрений...
Buddhist
Репутация: 56
Сообщения: 145
Зарегистрирован: 21.09.2017
Традиция: Тхеравада

  • 1

ВНУТРЕННИЙ ЗВУК

#132 Leshalf » 15.02.2018, 19:50

ВНУТРЕННИЙ ЗВУК

Многие люди практикующие медитацию, осознавая её пользу, начинают следовать тем или иным техникам какого либо Учителя. Иногда эти техники могут не совсем для них подходить. Набор характеристик которыми изначально обладает внимательность каждого человека различен, и, в основном, многие из учителей учат его прикладывать в зависимости от собственного опыта. Но так или иначе, развивая собственный ум, практик начинает находить очень необычные и интересные свойства своего ума, а так же, при наличии мудрости и веры в себя, тот метод, которм его лучше всего фокусировать. Так мы встретили некоторое количество людей которым в пратике Наблюдения дыхания очень сильно мешал внутренний звук. Кто-то из них научился открывать или даже осознанно включать этот ментальный феномен по своему желанию. Каково же было наше удивление и радость когда мы поняли что внутренний звук это тоже нимитта (знак концентрации) аудиального типа.
Ниже преведён отрывок из книги повествующий о практике осознавания внутреннего звук:. Аджан Амаро “Внутреннее слушание: медитация на звук Тишины” . Перевод: Валентина Цветкова.

« Нада-звучание представляет собой внутренний высокочастотный звенящий тон. Когда вы обращаете ваше внимание на сам процесс слухового восприятия, тщательно вслушавшись в окружающие вас звуки, вы услышите непрерывный высокочастотный звук наподобие белого шума – не имеющий начала и непрекращающийся – мерцающий где-то на заднем плане. Попробуйте, сможете ли вы различить этот звук и перенести внимание на него. В этот момент нет нужды теоретизировать или гадать о том, что это в точности такое, просто направьте на него всё ваше внимание. Посмотрите, сможете ли вы обнаружить эту мягкую внутреннюю вибрацию. Если вы способны услышать внутренний звук, вы можете использовать этот простой акт слушания его как одну из форм практики медитации. Этот звук может использоваться точно так же, как и дыхание, в качестве объекта для осознавания. Просто перенесите на него внимание и позвольте ему заполнить всю сферу вашего осознавания.
Одно из великих благословений медитации на внутренний звук состоит в том, что этот звук легко поддерживает оба типа samādhi; как точка, которая исключает, и вместе с тем точка, которая включает. Нада как опора для умиротворённости – Samatha Мы можем сделать внутренний звук первостепенным объектом внимания, позволяя ему заполнять всё пространство познаваемого. С полной осознанностью мы оставляем всё остальное – ощущения в теле, слышимые шумы, мысли, которые могут возникать, – выводя их на периферию, на границы области нашего интереса. Вместо этого мы позволяем внутреннему звуку всецело заполнить фокус нашего внимания, пространство этой осознанности. Таким способом мы непосредственно поддерживаем наступление состояния samatha, умиротворённости. Мы можем использовать его точно так же, как и дыхание, для управления вниманием и в качестве отдельного объекта, помогающего устанавливать фокусировку и постоянство, уравновешенность, единство внимания в настоящем.
Нада как опора для прозрения – Випассана

Если мы фокусируемся на внутреннем звуке длительное время, достаточное, чтобы привести к возникновению таких качеств, как устойчивость и уравновешенность, когда ум с лёгкостью покоится в настоящем моменте, мы можем в этом случае позволить звуку уйти на задний план. При этом он становится подобным экрану, на который спроецированы все другие звуки, физические ощущения, настроения и идеи, экрану, на котором проигрывается фильм, состоящий из всех остальных паттернов нашего текущего опыта. И по причине его простоты, его однородности - это очень хороший экран. Он не смешивается с другими возникающими объектами и никак не влияет на них, и всё же он очень явно присутствует. Как будто имеющийся у нас экран, на который проецируется фильм, немного крапчатый или какой-то особенный. И, если мы уделяем внимание этому, то осознаём, что есть экран, на котором происходит игра света. Он напоминает нам:
«Это всего лишь фильм. Это только проекция. Это не реальность».
Мы можем таким образом позволять звуку просто быть в присутствии
на заднем плане, и в результате такого присутствия он помогает создать напоминание. Это опора для памятования:
«О, всё это просто санкхары – ментальные образования, – возникающие и прекращающиеся. Всем им свойственна неудовлетворенность – sabbe sankhārā dukkha. Как только что-то формируется, становится “этим”, становится “вещью”, - появляется качество dukkha в свойственном “этому” крайнем непостоянстве, в самой его “вещности”. Поэтому не следует цепляться, вовлекаться, отождествляться, воспринимать это как владелец, или же как то, кем или чем мы являемся. Отпускать».

Так, присутствие звука может обеспечивать лёгкость, с которой каждая санкхара – будь то физическое ощущение, визуальный объект, вкус или запах, настроение, утончённое состояние блаженства или что угодно другое - воспринимается как пустотная и безличная. Оно помогает также сохранять объективность, невовлечённую осознанность, невовлечённое участие в настоящем. Существует некоторый чувственный поток, тяжесть тела, ощущение от нашей одежды, течение настроений, усталость, сомнение, понимание, вдохновение, - это может быть что угодно. Присутствие звука помогает сохранять чистую объективность посреди паттернов настроения, чувства и мысли. Оно позволяет сердцу обрести покой в качестве внимательной осознанности, той самой познающей осознанности, которая принимает поток опыта, понимая его, отпуская его, распознавая его открытость, его пустотность, его иллюзорность. Внутренний звук продолжает звучать на фоне, напоминая нам, что всё есть Дхамма, всё есть проявление природы, приходит и уходит, изменяется, и ничего иного. Эту истину мы можем интуитивно постигать в течение долгих лет, но забываем её снова из-за смятения, которое порождается цеплянием к нашей личности, нашим воспоминаниям, нашим настроениям и мыслям, телесному дискомфорту или нашим влечениям. Стресс от привязанности к повседневным переживаниям, начиная с самого рождения, делает внимание беспорядочным, зачарованным, растерянным. Несмотря на это, мы можем использовать присутствие звука нада, помогающее прорваться через транс, прекратить эту зачарованность, помогающее нам узнать, для чего существует поток чувств и настроений как природных форм, приходящих и уходящих, меняющихся, делающих своё дело. Это не то, кем или чем мы являемся, и, если воспринимать их с проницательностью, они никогда не смогут по-настоящему удовлетворить или разочаровать нас.

Звук Нада даёт нам возможность услышать собственные мысли
По мере того, как мы развиваем это внутреннее слушание в качестве одного из аспектов формальной медитации, мы начинаем замечать, как слушание аудиального объекта помогает научиться объективному восприятию наших мыслей, наших настроений. Во многих отношениях болтовня нашего думающего ума не несёт большей смысловой нагрузки, чем увлекательное жужжание звука нада. Это всего лишь вибрации думающего ума, оформленные в концептуальные структуры, и только: просто длительный, непрерывный, шелестящий поток вибраций. Мы можем, следовательно, научиться слушать наше собственное мышление так же, как мы слушали бы поток воды, плеск фонтана или хоровое пение стайки птиц, с такого же рода свободой от вовлечённости и отождествления. Только журчание ручейка нашего ума - и это всё. Ничего великого – ничего, чем можно увлечься, ничего, что могло бы потревожить. Это легко сказать, но мы, как правило, бываем безумно увлечены нашими историями, не правда ли? Мы любим собственные истории, в особенности о нас же самих: про сделанное нами добро, про наши плохие поступки, про что-то незабываемое, пронзительное, вызывающее сожаления, а также про то, что бы нам хотелось сделать, что мы надеемся сделать, что, как мы опасаемся, может с нами случиться и что другие люди думают о нас. Все эти излюбленные паттерны представляют собой проявления элемента “Я”, привычки мышления в терминах “Я”, “мне”, “меня” на протяжении всей жизни. На Пали они были названы ahamkāra, “Я-создавание”, и mamamkāra, “Моё-создавание”, и они являются ключевыми атрибутами самовосприятия. Именно эти привычки наиболее эффективно и последовательно притягивают наше внимание в область понятий, которые затем уводят ум в сторону. Если в какой-то истории присутствует “Я”, она, как правило, будет гораздо интереснее, чем другие, более отстранённые рассказы. Это предельно естественная, базовая привычка для каждого из нас. Соответственно большая часть медитации прозрения, развития состояния випассаны, - это именно обучение распознаванию привычек “Я-создавания” и “Моё-создавания” в ходе переживаемых нами мыслей. Ахамкара буквально означает “созданное из Я-йности”, тогда как мамамкара означает “созданное из Моё-йности”. Истинное прозрение состоит в распознавании таких привычек и в невовлечении в эти истории - в наблюдении их пустотности, их открытости и в отпускании..»
Буддийский Фронт Полного и Окончательного Освобождения
Leshalf M
Откуда: Москва
Репутация: 64
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 25.06.2017
Традиция: Тхеравада

#133 Ericsson » 16.02.2018, 00:47

Leshalf писал(а):Звук Нада даёт нам возможность услышать собственные мысли
По мере того, как мы развиваем это внутреннее слушание в качестве одного из аспектов формальной медитации, мы начинаем замечать, как слушание аудиального объекта помогает научиться объективному восприятию наших мыслей, наших настроений.

Это как-то раз обсуждали на форуме уже.
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1398
Сообщения: 1976
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

МАЛЕНЬКИЕ ЧАСТИЧКИ

#134 Leshalf » 03.03.2018, 19:36

МАЛЕНЬКИЕ ЧАСТИЧКИ

Бханте Ариянанда ( главный Учитель Шри Ланкийского монастыря На Уяна ) предлагал, как один из объектов для развития прозрения практику "маленьких частичек". Практикующему предлагается анализировать все на чем задерживается внимание его ума с точки зрения этого способа воспринимать. Понимая что любой объект наблюдения состоит из мельчайших частей которые в свою очередь состоят из других мельчайших частей и так далее. Анализируя таким образом, мы начинаем осознавать, что границ у объекта реально разделяющих его от других в принципе нет. Сам объект является процессом постоянно взаимодействующим со всем окружающим его пространством. В уме практикующего возникает огромное количество прозрений радующих ум и увлекающих его в продолжении практики. Отрешенность, возникающая от подобных прозрений, способствует прогрессу в духовной реализации. Что интересно, этот объект может практиковаться в любом положении тела и легко синхронизироваться с другими практиками медитации, такими, как дыхание, наблюдение тела и даже благопожеланиями, добавляя в них аспект мудрости.

Сам Бханте Ариянанда довольно долгое время своей юности провел стараясь различными способами сосредоточить свой ум. Процесс был довольно болезненным из-за чрезмерных ожиданий и влечения юного монаха к просветлению. Через некоторое время подобной практики он осознал что ум легко успокаивается если в нем нет влечения отвращения и неведения. С этих пор его практика изменилась он, медитируя различные в том числе и разработанные им техники, растворял влечение отрешенностью, гнев - практиками безличности и изменчивости. Таким образом, он довольно скоро почувствовал быстрый прогресс и развитие до глубочайших уровней практики. С тех пор он советует монахам, у которых несколько месяцев по тем или иным причинам не получается собрать ум в самадхи, практиковать практики мудрости из своего прошлого опыта или подобранные на месте индивидуально. Одной из них является практики маленьких частичек".

Однажды один молодой монах, получивший от бханте Ариянанды подобную Камматану начал упорно ее практиковать, то осознавая все процессы в теле как маленькие частички, иногда наблюдая дыхание осознавал воздух, как маленькие частички. В конце дня он пошёл попить чаю в столовую. По дороге, как это бывает, его ум отвлекся. Думая о чем то своем, он уронил взгляд на перила лестницы. Тут накапливаемая привычка ума проявилась сама — мгновенно он осознал, что перила - это металлические частицы слитые вместе покрытые частицами краски. Взглянув на растение, он тут же осознал частички которыми оно питается от воздуха воды и почвы в которую же попутно и теряет свои отмирающие частицы. Таков был результат всего полудня практики этой медитации.

Как практиковать?..
Сама практика делиться на 2 части.
Первая - формальная медитация. Понимания частичек комбинируются с той или иной практикой классического буддизма. Например, в анапане вам предлагается наблюдая за дыханием понимать что мы вдыхаете и выдыхаете маленькие частички.
Вторая - в любое другое время когда вы едите стираете идете куда либо. Тут вам необходимо анализировать любой объект попавший в фокус внимания, как маленькие частички.

Это очень простая практика помогающая уму отойти от привычных стереотипов мышления, и дающая возможность уму начать проникать в истинную природу всех вещей этого мира.
Буддийский Фронт Полного и Окончательного Освобождения
Leshalf M
Откуда: Москва
Репутация: 64
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 25.06.2017
Традиция: Тхеравада

  • 2

#135 SV » 03.03.2018, 19:42

Это называется - чтоб такое ещё выдумать, когда Висуддхимагга наскучила :lol:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 13318
Сообщения: 5479
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#136 Nwad » 03.03.2018, 21:03

Хорошая практика, на аниччу анатту должна хорошо работать !
Nwad
Аватара
Репутация: 158
Сообщения: 304
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

#137 Leshalf » 06.03.2018, 00:40

SV писал(а):Это называется - чтоб такое ещё выдумать, когда Висуддхимагга наскучила :lol:

Ну да. Бханте вообще известен в Монашеских кругах тем что может экспериментировать создавая свои замысловатые медитационные обьекты из комбинации различных медитаций или способов их практики - которые постепенно подбирает для каждого своего ученика лично (меняя или адаптируя их от одного интервью к другому в зависимости от описываемого опыта) и доводя их до предджханового состояния... а там уже все идет по курсу ПаАука Саядо...
Буддийский Фронт Полного и Окончательного Освобождения
Leshalf M
Откуда: Москва
Репутация: 64
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 25.06.2017
Традиция: Тхеравада

Пред.

Вернуться в БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 5 гостей