прекращение восприятия и чувствования vs сфера невосприятия
Добавлено: 27.07.2017, 23:51
Санья-ниродха и асанья - два схожих по описанию состояния. настолько схожих, что целые групы асктов учили о тождестве асаня-сата и санья-ведаита-ниродха.
Не является ли по сути они одним и тем же состоянием, которое практиковали как ученики Алары Каламы, так и ученики Готамы Будды?
В одной из сутт ученики последователи прото-йоги спрашивают учеников Будды: в чем же разница между вами и нами? мы преодолеваем чувственность джханой и вы преодолеваете чувственность джханой; мы преодолеваем формы бесформенными медитациями и вы преодолеваете формы бесформенными медитациями; вы преодолеваете чувство прекращением и мы преодолеваем чувство прекращением восприятия. Ученики Будды пошли к нему, и тот не сказал, что ниродха одно, а асанья - другое. Он начал пояснять преодоление чувственности, формы и чувства путем распознания их привлекательности, опасности и спасения. Т.е. добавляя к стандартному самадхи еще и прозрение.
В суттах иногда вносят асанья в список медитативных достижений. то оно идет после четвертой джханы (кажется это все же комментаторское мнение), то оно ставится ниже уровня ни восприятия ни не-восприятия, но выше сферы ничто, хотя опять же не записывается в стандартную схему арупа-достижений. В иных оно не упоминается вовсе. Йогины конкурирующего учения ставили асанья выше арупы.
Не-восприятие характеризуется прекращением восприятия, ниродха - тоже. паралели напрашиваются сами собой.
Как отличить эти состояния? как узнать, что ты практикуешь ниродха, а не асанья?
Может не было в изначальном учении Будды ниродха-самапати, а был стандартный набор сосредоточений, куда входила и асанья-сата... И эти сосредоточения к пробуждению сами по себе не приводили, но очищали ум до последнего предела, откуда дальше можно было идти только путем мудрости и различения трех характеристик?
Это логично, так как путь становится единым - самадхи и прозрение на его основе. Нигде нет упоминания, что Будда достиг пробуждения через ниродха, - напротив, акцентируется его шаг в сторону развития тройственного знания.
упоминания о просветлении Сарипутты и Махамоггаланы могут быть просто описаниями развития ими самадхи, для последующих познаний тех же самых трех характеристик всех уровней сосредоточения.
Ато складывается мнение, что есть два способа достичь плода: через ниродху и через мудрость прозрения, хотя такие варианты не внесены в стандартную схему восьмеричного пути... - или даже три способа (Махамоггалана в ниродха не входил, как Сарипутта, а достиг некого загадочного анимитта-саматхи, упоминания о котором весьма немногочисленны)
Вопрос правда снимается, если указать на четкие критерии достижения ниродха, и различия самих состояний.
Не является ли по сути они одним и тем же состоянием, которое практиковали как ученики Алары Каламы, так и ученики Готамы Будды?
В одной из сутт ученики последователи прото-йоги спрашивают учеников Будды: в чем же разница между вами и нами? мы преодолеваем чувственность джханой и вы преодолеваете чувственность джханой; мы преодолеваем формы бесформенными медитациями и вы преодолеваете формы бесформенными медитациями; вы преодолеваете чувство прекращением и мы преодолеваем чувство прекращением восприятия. Ученики Будды пошли к нему, и тот не сказал, что ниродха одно, а асанья - другое. Он начал пояснять преодоление чувственности, формы и чувства путем распознания их привлекательности, опасности и спасения. Т.е. добавляя к стандартному самадхи еще и прозрение.
В суттах иногда вносят асанья в список медитативных достижений. то оно идет после четвертой джханы (кажется это все же комментаторское мнение), то оно ставится ниже уровня ни восприятия ни не-восприятия, но выше сферы ничто, хотя опять же не записывается в стандартную схему арупа-достижений. В иных оно не упоминается вовсе. Йогины конкурирующего учения ставили асанья выше арупы.
Не-восприятие характеризуется прекращением восприятия, ниродха - тоже. паралели напрашиваются сами собой.
Как отличить эти состояния? как узнать, что ты практикуешь ниродха, а не асанья?
Может не было в изначальном учении Будды ниродха-самапати, а был стандартный набор сосредоточений, куда входила и асанья-сата... И эти сосредоточения к пробуждению сами по себе не приводили, но очищали ум до последнего предела, откуда дальше можно было идти только путем мудрости и различения трех характеристик?
Это логично, так как путь становится единым - самадхи и прозрение на его основе. Нигде нет упоминания, что Будда достиг пробуждения через ниродха, - напротив, акцентируется его шаг в сторону развития тройственного знания.
упоминания о просветлении Сарипутты и Махамоггаланы могут быть просто описаниями развития ими самадхи, для последующих познаний тех же самых трех характеристик всех уровней сосредоточения.
Ато складывается мнение, что есть два способа достичь плода: через ниродху и через мудрость прозрения, хотя такие варианты не внесены в стандартную схему восьмеричного пути... - или даже три способа (Махамоггалана в ниродха не входил, как Сарипутта, а достиг некого загадочного анимитта-саматхи, упоминания о котором весьма немногочисленны)
Вопрос правда снимается, если указать на четкие критерии достижения ниродха, и различия самих состояний.