P.S.
У меня закрадывается подозрение, что некоторые пытаются всячески нивелировать ценность и необходимость Джхан (это уже не первый случай на слуху), только чтобы оправдать свою собственную неспособность их достичь.
Это да, классика жанра, ещё с Буддагоши началось и в Бирме-Тае особо любят "пути сухой випассаны". На первом ретрите, который я вообще когда-либо посетил, и вовсе была брошюрка, в которой говорилось об опасности джхан и о том, что они вообще не нужны для просветления. Но не суть.
Он говорит, что у Алара Калама и Уддака Рамапутта были какие-то не те джханы :) объясняет примерно так: джхана ведёт к Просветлению эти учителя не пришли к Просветлению, значит у них не те джханы.
тут лучше спрашивать у SV
Совершенно верно - лучше спросить
Конкретно по
Аджану Брахму и Аларе/Уддаке - это его сугубо личная точка зрения, т.е. "как он понял, так и изложил". Возможно, он особо не вникал, поэтому допустил тут ошибку. А я особо вникал в тему, потому что по мне, она очень очень интересна - ведь описывает самый ранний период буддизма что ни на есть - собственно, даже скорее "пре-буддизма".
Вы верно подметили, что Будда был не первым человеком, достигшим джханы (в юношестве). Рама, отец Уддаки Рамапутты, достигал 8-ой джханы ( т.е. был буквально в одном шаге от ниббаны). На это намекается в МН 26. Ко времени прихода Сиддхаттхи в "секту Рамапутты", Рама, как чётко сказано в сутте, уже скончался, а предводителем секты был уже его сын, Уддака. Маловероятно, что Рама успел всего достичь, да ещё и секту основать, всего за ~10 лет (примерно столько времени тому назад Будда спонтанно вошёл в джхану в юности). Кроме того, была ещё и конкурентная секта - под предводительством Алара Каламы. О нём известно, что он был уже уважаем и очень стар (
именно потому Будда к нему и пришёл как к первому духовному не-брахманистскому учителю), а также, о чём в текстах опять же чётко сказано, Алара достигал сферы "отсутствия всего", aka 7-ая джхана. В Винае есть фрагмент, где упоминается то, как Алара Калама сидел в медитации у дороги и не слышал проезжающих мимо "500 повозок" (сие есть результат отключения всех 5 каналов чувств в арупалочной медитации). Это однозначно говорит о том, что джхана у Алары была правильная, подлинная, в точности та же самая, которой потом учил и сам Будда.
Более того, известно, что была как минимум ещё одна, третья секта, в которой тоже достигали джхан, и достигали совершенно однозначно. Это секта брахмана Бавари, у которого было 16 учеников. Как минимум некоторые из них достигали 7-ой джханы. Обо всём этом чётко сказано в одном из самых древних текстов - Суттанипате, которая и состоит из бесед этих учеников с уже просветлённым Буддой (в сентябре 2017 выйдет перевод Суттанипаты от Бодхи с обширными комментариями - так что вскоре можно будет много интересного узнать на эту тему).
Таким образом, Будда был явно не первым в джханах и далеко не единственным.
Насчёт аргументов, что у Алары и Удакки были неправильные джханы - как то пишет А. Брахм... Об этом нигде в суттах не сказано. Сказано лишь вот что: ни первый, ни второй не достигли просветления, хотя считали себя достигшими; второе - Будда не был удовлетворён конечной целью (просветлением), излагаемым в этих сектах, и потому покинул своих наставников. В третьих, сказано, что Будда вспомнил, как входил в первую джхану, и посчитал, что именно этот способ ведёт таки к ниббане. На основании этих трёх аргументов А. Брахм делает (неправильный) вывод, что джханы у них были неправильными. Ну и есть ещё четвёртый - утверждение Ананды, что "Будда пробудился в джхану" (мол де, первым пробудился среди всех).
В действительности, и я в этом уверен на 100% без малейшей тени сомнений, ситуация была такой. К моменту рождения Будды уже жили или также начинали рождаться "готовые личности", у которых "очень мало пыли в глазах". Это такой каммически-дхаммический универсальный процесс, который сводит вместе одинакового типа людей. Будда родился именно тогда не случайно и не просто так - но во многом и потому, что вокруг него были очень сильно готовые к ниббане люди. Поэтому и он сам легко (спонтанно) достиг джханы - без предварительных духовных практик и тренировок - и также легко (или почти легко) достигали и другие люди - Бавари, Алара, Рама, Уддака, и их ученики. А также - аскет Бахия, братья Кассапы (с 1000 учеников) и ряд других личностей, о которых не упомянуто или мало упомянуто. Все эти люди были в 5 минутах от ниббаны, но без Будды им было не сделать этого финального шажка (Алара, Рама, Рамапутта, однако, скончались к моменту его просветления - а также в одной сутте намекается, что не все из учеников Алары и Рамы были согласны с Буддой, а потому, очевидно, тоже ниббаны не достигли, хотя находились очень близко от неё). Именно вот по этой причине мы видим удивительное дело - что в первые же годы учительства Будды, Сангха растёт арахантами как на дрожжах. Главная причина тут - вовсе не якобы волшебный учительский дар Будды - а именно абсолютная готовность к ниббане самих учеников (большинство из них уже владели высочайшим уровнем самадхи, другие же были готовы освоить его за ничтожные 7-14 дней).
Но чем же тогда был недоволен Будда, учась у Алары и Уддаки? Тем, что он осознал (понял или догадывался - тут непонятно), что их джханы не выводят за круг сансары - ты рождаешься в арупалоке, тусуешься там квинтиллион лет, а потом обратно на Землю грешную. Именно это и не устроило, хотя на момент ухода он им объяснить/доказать не мог. Однако - сразу после просветления - о чём прямо сказано в Винае - Будда пожелал учить первыми именно Алару и Уддаку так как те (цитирую) "смогут быстро понять Дхамму". Но те уже скончались, и, как известно, он тогда пошёл к своим 5 аскетам, с которыми жёстко аскетировал в годы поисков (очевидно, они также были очень готовыми к самадхи и т.д.).
Почему тогда Ананда восхваляет Будду как "того кто пробудился в джхану" и почему Будда вспомнил не про Алару/Уддаку, а про свой опыт вхождения в джхану в юношестве? Очевидно потому, что изначально он забраковал целиком путь Алары/Уддаки, т.е. путь джхан - и предпринял вместо приятности и счастья джхан суровую аскезу боли. Когда боль не принесли результата, он опять вспомнил про джханы. Но почему не про Алару/Уддаку? Потому что, очевидно, посчитал свой первый духовный прорыв (юношеский) важным знамением, указанием, как именно нужно идти к просветлению. Но почему бы он мог посчитать его знамением? Если обратиться к комментаторской традиции, и более подробной жизни бодхисатты, то, возможно, история с Аситой, предсказвшим, что Будда станет Буддой (либо - царём-миродержцем) - была правдой (отсюда отец потом строил ему дворцы, не хотел отпускать за их пределы и т.д.). Сам Будда тогда явно не знал этой информации (от него скрывали) - но зато он 100% узнал об этом от "5 аскетов", которые, согласно комментарию, как раз и пошли за ним в аскезу, так как слышали это пророчество (первый в мире Вступивший в поток - один из этих 5 аскетов, Аннья Конданнья, по комментарию, и вовсе лично присутствовал на собрании, когда пророчество делалось, и, якобы, сам был знатоком Вед, и сам подтвердил, что Будда станет Буддой, а не царём-миродержцем). Тогда получается, что Аннья Конданнья вполне мог рассказать Будде об этом пророчестве, и Будда, ища просветление, уже как бы знал, что станет Буддой. Потому, вспомнив первый опыт джханы в детстве, он вполне мог посчитать это знамением, указателем правильности пути. Вот почему он упоминает именно это, а не последующее обучение джханам у Алары/Уддаки.
Ну а Аджан Брахм, видимо, всего этого не учёл, а обошёлся поверхностными домыслами