думается основой-причиной для данного диалога выступает различное понимание, трактовка некоторых смыслов.
разное вкладывание смысла.
наверное это как рассматривать слово изобретение: одни будут видеть-понимать под изобретением того, чего не было ранее и что очень существенно и важно,
другие будут видеть под изобретением то, чего раньше не было.и скорее всего различные трактовки и популярицая слов "медитация" "сатипатхана" "метта" и т.п. всеми кто вкладывает в них что-то свое имеет место быть.
и скорее всего в отличии от большинства людей, которые под медитацией и осознанностью (про которые они вычитали или услышали) понимают...
скажем так косплей, в то время как Сергей понимает их по другому.
т.е. мы можем сказать что человек сел, закрыл глаза и начал обращать внимание на вдохи-выдохи. и некоторые могут назвать это медитацией,
а на форуме есть даже целая тема с разными методиками, которые тоже называют медитациями.
другие же назовут это посидушками, с закрытыми глазами и в лучшем случае тренировкой ума в памятовании и внимательности.
что тоже хорошо, что относится к тренировке ума, что необходимо сделать, но не назовут эти посиделки медитацией.
вспомним некоторые цитаты из сутт:
SV писал(а):7) И что такое, монахи, правильная осознанность? Вот, монахи, монах пребывает в созерцании тела в теле, будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив влечение и недовольство к миру. Он пребывает в созерцании чувств в чувствах… ума в уме… феноменов в феноменах, будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив влечение и недовольство к миру. Это называется правильной осознанностью.
монах живет, пребывая в усердной практике и непрерывно сохраняет осознанность вместе с глубоким пониманием непостоянства , – наблюдая тело в теле и освободившись от влечения и отвращения к миру [ума и материи];
Так он развивает осознанность до такой степени, что есть только понимание и только осознанность. Так он живет отстраненно, не привязываясь ни к чему в мире [ума и материи]. Таким образом, о монахи, монах живет, наблюдая тело в теле.
т.е. с этой точки зрения медитацией, сатипатханой можно назвать только то, что можно реализовать ТОЛЬКО ПОСЛЕ совершения ВСЕХ ПРЕДЫДУЩИХ ШАГОВ:
(Добродетель (сила))
"Иди, монах, будь добродетелен, живи, обуздывая себя в соответствии с Патимоккхой [2], совершенный в поведении и действиях. Тренируйся, приняв правила обучения, видя опасность в мельчайших проступках".
Как только, брахман, монах добродетелен, обуздывая себя в соответствии с Патимоккхой, совершенный в поведении и действиях, и тренируется, приняв правила обучения, видя опасность в малейших проступках, Татхагата обучает его далее, говоря:
(Охрана дверей чувств)
Иди, монах, охраняй двери своих чувств. Видя зрением форму, не улавливай ни те представления (нимитта), ни те подробности, из-за которых, - если не сдерживать постоянно способность (индрия) зрения, - могут всплыть алчность или уныние, пагубные, неумелые способы поведения (дхаммы). Так что постоянно сдерживай способность зрения, охраняй ее, достигни обуздания способности зрения.
Слыша слухом звук...
Чуя обонянием запах...
Чувствуя чувством вкуса вкус...
Ощущая прикосновение осязанием...
Сознавая рассудком (мано) понятие, не улавливай ни те представления (нимитта), ни те подробности, из-за которых, - если не сдерживать постоянно способность (индрия) рассудка, - могут всплыть алчность или уныние, пагубные, неумелые способы поведения (дхаммы). Так что постоянно сдерживай способность рассудка, охраняй ее, достигни обуздания способности рассудка.
(Умеренность в еде)
Брахман, как только монах охраняет двери чувств, Татхагата обучает его далее, говоря:
"Иди, монах, будь умерен в еде; ешь внимательно и обдуманно, не для развлечения, опьянения, набора веса или украшения, а только для поддержания существования тела, прекращения его недугов, для поддержки праведной жизни (брахмачарьям) [3], с мыслью: 'Я сокрушу старое чувство, не позволив возникнуть новому. Так я буду поддерживать свое существование, и безупречно жить в комфорте'".
(Бодрствование)
"Брахман, как только монах умерен в еде, Татхагата обучает его далее, говоря:
'Иди, монах, будь привержен бодрствованию; днем, когда ходишь из стороны в сторону, когда сидишь, очищай ум от любых мешающих качеств (дхамм). Во время первой стражи ночи (от заката до десяти часов вечера), сидя или ходя из стороны в сторону, очищай ум от любых мешающих качеств. Во время средней стражи ночи (от десяти вечера до двух утра), приляг на правом боку в позе льва, одна нога на другой, с памятованием и осознаванием, направив ум на то, чтобы проснуться. Во время последней стражи ночи (от двух утра до рассвета), проснувшись, сидя или ходя из стороны в сторону, очищай ум от любых мешающих качеств.
(Памятование и осознавание)
И как только, брахман, монах привержен бодрствованию, Татхагата обучает его далее, говоря:
"Иди, монах, сохраняй памятование и осознавание. Когда подходишь и когда отходишь, действуй осознанно. Когда смотришь прямо и смотришь в сторону, действуй осознанно. Когда сгибаешь или разгибаешь конечности ... когда носишь верхнюю накидку, мантию, и чашу ... когда ешь, пьешь, жуешь, и пробуешь на вкус ... когда мочишься и испражняешься ... когда идешь, стоишь, сидишь, засыпаешь, просыпаешься, говоришь, действуй осознанно.
т.е. медитации наступают тогда, когда по сути других работ-забот для ума не остается. ум полностью не привязан к миру, не стремится к миру,
на столько эта связь ослабла, что мир не может уже отвлечь, увлечь ум.
а все остальные практики тренировки ума: будь-то развитие концентрации, внимания, памятования, доброты, щедрости - они не медитации.
но конечно же найдутся люди которые будут называть это медитацией.
а найдутся те, кто все эти термины назовут: практикой тренировки и обуздания ума.
так думается, что речь в том, как кто трактует понятия.
некоторые люди (Сергей как я понял) занимают жесткую и однозначную позицию. другие занимают более мягкую и расплывчатую.
так я понял суть обсуждения и так я смог подобрать слова чтобы это выразить.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то