Styeba писал(а):Добавлю, что этот вопрос связан с тем, что я начитался Па-Аук Саядо. В этой школе как раз продолжают наблюдение за калапами и читтами, углубляя понимание.
По Па-Аук Саядо немного не так. Объект випассаны — абсолютная реальность. Рупа-калапы — все еще концепция, т.е. не являются объектом випассаны. Только четыре элемента и их производные, из которых эти калапы состоят — абсолютная реальность. Если человек наблюдает непостоянство калап, но не видит четырех элементов, то он занимается чем-угодно, но только не випассаной.
У Па-Аук Саядо подход такой (Вы, наверняка, в курсе всего этого, если книги его читали, но я так — тезисно, может, кому интересно): сначала достигаете джханы, потом nāmarūpa pariccheda ñāna — видение нама-рупы — когда Вы можете видеть не людей, предметы и т.д., а только нама-рупу. Потом достигаете paccaya pariggaha ñāna — учитесь видеть зависимое возникновение — как из прошлых причин возникла нынешняя нама-рупа и как в будущем из причин возникнет будущая нама-рупа. И только после этого (!) начинается випассана. Лучше практиковать систематически — всерьез надеяться, что без джханы что-то удастся увидеть, не следует.
Styeba писал(а): То есть нужно ли их удерживать сознательно, или их следует испытывать только как побочные явления при практике випассаны?
Что значит "побочные явления"? Наблюдение аниччи, или дуккхи, или анатты нама-рупы и есть випассана.
И еще одно уточнение - могут ли они испытываться одновременно, или только та из них, на которую практикующий обращает внимание в данный момент?
Одновременно — нет, по одной.