#2 aNiMa-00170 » 17.11.2018, 22:16
:: Путь буддиста-мирянина к счастью (The Layman's Way to Happiness) ::
(перевод с англ.: Т. Гопко)
Жизнь в современном мире стала чрезвычайно трудной и полной проблем.
Хотя остаётся фактом то, что уровень жизни в целом улучшился, человек всё же безмерно страдает под тяжестью стрессов современной жизни. Физическое состояние человека ухудшилось до такой степени, что он погибает преждевременной смертью от заболеваний, таких как рак, сердечная недостаточность, сахарный диабет и др.
Человек охвачен таким сильным умственным напряжением, что не способен расслабиться и даже не может насладиться крепким сном без помощи транквилизаторов. В этой ситуации межличностные отношения стали настолько хрупкими и уязвимыми, что уровень разводов действительно стал тревожно высоким, тем самым, давая ход целому ряду других социальных проблем, таких, как беспризорные дети, детская преступность, самоубийства и др.
Таким образом, жизнь стала проблематичным бременем, и решение сделать жизнь более приемлемой и приятной стало решающей, большой и настоятельной необходимостью для того, чтобы исправить и возвысить нашу цивилизацию.
Поскольку слово Будды имеет непреходящую ценность и универсальную применимость и, поскольку он обучал не только монахов и монахинь, но также и мирян, полезно обратиться к учению Будды, которое касалось бы нашей сегодняшней проблемы.
В Анана Сутте (в разделе Паттакаммавагга (Pattakammavagga), Ангуттара Никая 4.62)) представлена проповедь Будды мирянину Анатхапиндике о четырех видах удовольствий мирян. Считаем, что предлагаемый нами текст поучения освещает вопросы, которые помогают решить и современные проблемы.
В нём перечислены четыре вида счастья (для мирян):
1. Аттхисуккха (Atthisukha) — счастье обладания благосостоянием;
2. Бхогасуккха (Bhogasukha) – счастье использования благосостояния;
3. Ананасуккха (Ananasukha) — счастье свободы от долгов;
4. Анаваджджасуккха (Anavajjasukha) – счастье безупречной жизни.
Давайте рассмотрим эти виды, один за другим, и то, как можно использовать эти четыре источника счастья для того, чтобы жить счастливой жизнью в современном мире.
1. Аtthisukha – «счастье обладания благосостоянием». Человек должен не только вести праведную жизнь, избегая порицаемой работы, например, связанной с торговлей мясом, спиртным, ядом, огнестрельным оружием и рабами, он должен также правильно относиться к своему занятию. Например, если врач приветствует эпидемию в населенном пункте, потому, что может на этом заработать много денег, или торговец, надеясь на стихийные бедствия,
поднимает рыночные цены, то деньги, заработанные такими недобросовестными людьми, не являются честным заработком, поскольку намерения этих людей были нечистыми и порочными. Нельзя также обманывать или использовать других, зарабатывая себе на жизнь. Зарабатывая благосостояние, необходимо проявлять большое усердие. Благосостояние, заработанное усердным трудом, называется праведным благосостоянием (dhammika dhammaladdha).
Опять же, можно обладать и большим богатством, но если человек не испытывает чувство удовлетворённости тем, что он имеет, то нельзя сказать, что у него есть «счастье обладания» (atthisukha). Такому человеку копить богатство — всё равно, что пытаться наполнить бездонную бочку. Это один из распространенных недугов, который мы видим в современном обществе. Чрезмерное накопление богатства становится не источником счастья, а источником жадности, беспокойства и зависти.
Такое (неправедно нажитое) богатство делает его обладателя мишенью для зависти и махинаций других порочных лиц, поэтому время от времени происходят шантаж и похищения людей. Но если кто-то правильно добывает средства к существованию и правильно относится к благосостоянию, он может избежать многих опасностей в современном мире, которые сопутствуют приобретению материальных благ... Удовлетворённость же вызвана тем, что человек радуется успехам других и делится своим благосостоянием с достойными и нуждающимися.
2. Bhogasukha – «счастье использования благосостояния». Ценность благосостояния — в его использовании, а правильное его использование — это искусство, которое стоит тщательно культивировать. В учении Будды осуждается как расточительность, так и скупость. Необходимо поддерживать здоровый, сбалансированный уровень жизни и жить по средствам.
Если при использовании благосостояния человек погрязнет в удовольствиях, то спустя очень короткое время он обязательно столкнётся с опасностью для своего здоровья.
Если, например, кто-то чрезмерно наслаждается едой, только потому, что может себе это позволить, он в скором времени приобретёт болезни, такие как, например, сердечная недостаточность или высокое кровяное давление, или ожирение, или диабет.
В итоге такой человек встретится с ситуацией, что называется — "порезать шею собственным языком". Умеренность в пище — это добродетель, которая восхваляется в буддизме, и эта привычка содействует укреплению здоровья.
Часто, стремясь насладиться благосостоянием, человек, кроме того,
приобретает вредные привычки, такие как курение и употребление алкоголя.
Парадоксально, что человек, который действительно любит себя больше всего, действует так, словно он себе злейший враг, предаваясь привычкам, которые в конечном итоге делают его развалиной. Медициной установлено, что курение вызывает самый высокий процент рака лёгких, и что употребление никотина наносит непоправимый ущерб жизненно важным органам тела, включая мозг и печень.
....
сайт: https://theravada.world
Тхеравада. Буддаяна. Саддхамма