Факторы нарушения обетов
Добавлено: 19.03.2019, 20:24
Периодически возникают вопросы по поводу того, что является совершённым проступком и каковы критерии в буддизме для отличия “греха” от “не-греха”. В качестве толкования данного вопроса можно взять приведенные в Винайе разъяснения в отношении того, какие факторы являются необходимыми для засчитывания нарушения.
Эти факторы таковы (на примере убийства):
1. Объект
2. Намерение
3. Понимание
4. Усилие
5. Результат
Только при совокупном наличии всех пяти факторов нарушение конкретного класса считается нарушением или “грех” считается совершенным. Соответственно, если какой-либо из указанных факторов отсутствует, действие считается непреднамеренным или не завершенным, и в соответствии с Дхаммой “грехом” в полной мере не является.
Эти факторы таковы (на примере убийства):
1. Объект
2. Намерение
3. Понимание
4. Усилие
5. Результат
Только при совокупном наличии всех пяти факторов нарушение конкретного класса считается нарушением или “грех” считается совершенным. Соответственно, если какой-либо из указанных факторов отсутствует, действие считается непреднамеренным или не завершенным, и в соответствии с Дхаммой “грехом” в полной мере не является.
“Слово "непреднамеренно" используется при описании случайных поступков, таких как быть причиной падения плохо закреплённого камня, кирпича или тесака; уронить пестик в попытке снять его с полки, что в результате приводит к неумышленной смерти другого человека” Из Винайи