Raudex писал(а):Да я думаю любой достойный самана, включая бодхисатту. Также не вижу причины туда же не включить отшельников иных религий. Но не помешает посмотреть комменатрий.
Тут ничего сказать не могу (не читал, не слышал, не знаю), вполне может быть. Если этот самана, во что бы он ни верил, также и воздерживается от чувственных удовольствий.
Raudex писал(а):Вот я не знаток данной темы. Интересно было бы, пользуясь случаем, разобраться чем такой тезис обоснован, каким источниками. Возможно это Абхидхамма.
Возможно, о крийе я читал у Бхиккху Бодхи в этой статье (точно не помню).
Некоторые основные принципы Буддизма (В самом конце страницы, последний абзац).
- Скрытый текст
- Архат, освобожденный, больше не производит камму. Он продолжает совершать поступки, волевые действия, но без привязанности. Следовательно, его действия больше не образуют камму. Они не оставляют никаких следов в уме. У них нет дееспособности, чтобы приносить плоды в будущем, заставляя перерождаться. Деяния архатов называются «крия», а не каммы. Они лишь холостые действия. Они не оставляют никаких следов в уме, как полеты птиц в небе.
Возможно, это позиция Комментариев или Абхидхаммы, не знаю.
Но есть также и вот эта сутта.
Караджакайя сутта: Рождённое поступками тело АН 10.219, где сказано:
- Скрытый текст
- [Благословенный сказал]: «Монахи, я не утверждаю, что существует окончание намеренной совершённой и накопленной каммы до тех пор, покуда человек не пережил [её результатов], что может случиться в этой жизни, или [в следующем] перерождении, или по некоему [ещё] более позднему случаю. Но [также] я не утверждаю, что можно положить конец страданиям, покуда человек не пережил [результаты] намеренной совершённой и накопленной каммы.
Если нельзя положить конец страданиям (хотя Будда не говорит, что нельзя, а говорит, что не утверждает, что можно), покуда не пережита
вся накопленная камма, то, получается, Паччека-будда был бы вовсе не Паччека-буддой, если бы имел стремление сделать дар, тем самым накопив заслуги, которые должны произвести новую камму. Если он достиг Ниббаны, значит он
прекратил камму ещё до этого момента, либо в этот момент. А дарение же, по всей видимости, неминуемо обеспечило бы ему новую благую камму.