Описание 5 кхандх в амбхидхаме
Может быть есть у кого-нибудь в закромах текст из амбхидхаммы по этой теме? Желательно на русском. Очень нуждаюсь, а сам не нашел
Список форумов › Теория и практика › АБХИДХАММА
5 кхандх - wikipedia1. форма, чувства — рупа (пали. rūpa-kkhandha IAST, санскр. रूप, rūpa IAST; кит. трад. 色蘊, упр. 色蕴, пиньинь: sè yùn) — тело, шесть его органов чувств и их объекты — 18 дхату. Форма состоит из четырёх компонентов (махабхута): земли, ветра, огня и воды. Понятие рупа близко к понятию материи в западной философии.
2. чистые чувства, ощущения — ведана (пали. vedanā-kkhandha IAST, санскр. वेदना, vedanā IAST; кит. трад. 受蘊, упр. 受蕴, пиньинь: shòu yùn), без эмоций: речь идёт о действии предметов мира на чувственность, их наличие, перцепции. Существует три вида чувства: приятное, неприятное и нейтральное. Их особенность в том, что они не осмысливаются, а только принимаются — их качество пропорционально их интенсивности.
3. восприятия-ощущения, представления — санджня (сання) (пали. saññā-kkhandha IAST, санскр. संज्ञा, saṃjñā IAST; кит. трад. 想蘊, упр. 想蕴, пиньинь: xiǎng yùn), речь идёт о детальном, чувственном восприятии, аффективной обработке. Существует шесть классов восприятия: восприятие форм, звуков, запахов, вкусов, телесных ощущений и идей.
4. духовные склонности и воля, также опыт — самскара (санкхара) (пали. sankhāra-kkhandha IAST, санскр. संस्कार, saṃskāra IAST; кит. трад. 行蘊, упр. 行蕴, пиньинь: xíng yùn) — практически все виды умственной деятельности (мнения, мысли, порывы, решения), которые в дополнение к чувству и восприятию присутствуют в отдельном моменте сознания. Воля (четана) — источник кармы. Речь идёт об осознанном действии.
5. сознание-разум, знание, различение — виджняна (виняна) (пали. viññāṇa-kkhandha IAST, санскр. विज्ञान, vijñāna IAST; кит. трад. 識蘊, упр. 识蕴, пиньинь: shìyùn) — то, что объединяет ряд непостоянных и мгновенных состояний сознания. Речь идёт о понимании результатов действия, не омрачённом эмоциями, иначе — о запоминании, накоплении знания.
Думаю, можно и так сказать (в случае кусала и акусала-читт). По крайней мере, в определенной степени это будет верно. Если четана неблагая, то это потянет появление неблагих четасик и наооборот (хотя, не сказал бы, что все четасики являются "результатом волевого выбора" - в особенности это не касается четасик, которые сопровождают все читты - ведана. саннья, дживитиндрия и т.д.). Хотя, поскольку все ментальные факторы возникают одновременно, то не так легко сказать, что там первично.yanicky писал(а):Меня больше волнует вопрос соотношения воли с другими санкхарами. В комментариях к упадана парипаватта сутте написано, что воля -- главная среди санскар. Но не является ли она не просто главной, но и определяющей все остальные? С точки зрения биологии и психологии и рупа, и ведана, и санджня в своем виде и соотношении вопросов не вызывают. Но вот санкхары.
С виду все они являются результатом волевого выбора, кроме "жизненной психической силы". Ошибаюсь?
Сейчас этот форум просматривают: 12 гостей