SV писал(а):Где ж оно скрытое, если раздутое эго очень легко и запросто наблюдается даже не то что внутренне, а внешне. Посмотрите на всяких самодовольных олухов, и ясно сможете увидеть, что у одних людей самомнение очень большое, а других, по сравнению с ними, вообще, можно сказать, отсутствует
Да, есть тяжелые случаи, запущенные. Но это другая крайность по моему. И есть крайность в виде панического страха при одной мысли о том, что у живого буддиста может быть здоровая адекватная самооценка, без метаний туда или сюда, нормальная гордость своими успехами в миру и в изучении и применении Дхаммы.
SV писал(а):Да, редко где сказано, конкретно и прямо, что самомнение - это некая штука, которую требуется убирать изначально. Чаще всего в суттах говорится: "пробился сквозь самомнение" и так далее, и обычно в контексте арахантства. Но в действительности самомнение (оно же на современном жаргоне известно как ЧСВ, или, если проще, то Эго) - фактически первая вещь, которая должна уменьшаться при постижении Дхаммы,
Если мы заранее считаем, что у человека ЧСВ неоправданно завышенное (что не факт), то разумеется в ходе практики у него это ЧСВ должно уменьшиться. Обязательно. А если "на старте" с самооценкой совсем уныло дело обстоит, то куда дальше уменьшать? к отрицательным значениям?
Я понимаю так. Будда призывает нас не врать. Всерьез подходить к этой дисциплине. Следовательно, человек в процессе практики перестанет врать другим (не будет раздувать понты) и самому себе тоже. В этом случае...
понимаете к чему я веду? ... Уровень ЧСВ у человека станет адекватным. Преодолеются наслоения, вызванные обманом и самообманом. Для жизни в этом мире Эго это обычный элемент психики. Пугаться проявлений Эго, если эти проявления здоровые - это (как я понимаю) не то, к чему Будда призывает нас мирян.
Например, если мне хирург будет делать сложную операцию, то лично я буду только за, если у него будет ЧСВ выше среднего, и некий азарт, сделать свою работу, и гордость этим, пусть потом гордится. Или если офицер службы безопасности ловит опасных террористов, то я бы хотел, чтобы у него было ЧСВ, соответствующее его конкретной ситуации, если он и его работа важна на самом деле, то пусть и чувство собственной важности будет. Почему нет?
А если важности никакой по факту нет, то тогда врать об этом не нужно. Тогда по честному будет (во исполнение правила о честности) если ученик научится принимать себя (и позиционировать)
маленьким, сереньким, бездарненьким, скучненьким, уж какой есть.
SV писал(а):потому что Дхамма направлена в первую очередь именно на устранение Невежества (т.е. ошибки ума, который мнит в себе "Я"), и это самое невежество в первую очередь как раз и порождает именно самомнение, Эго, и уже на основе Эго разрастаются другие корни как жажда и злоба. Чем сильнее чувство "Я", тем сильнее жажда и злоба, тем мощнее всякие порочные желания и неправильное поведение - телесное, словесное, умственное.
С этим я не спорю.
Устранение этой ошибки (даже если не на 100%, а частично, на уровне признания этих положений Дхаммы, внимания к этой мудрости) должно дать изменения к лучшему, оздоровление картины мира, понимания себя и своего места в жизни. Я говорю о том, что нам не следует бросаться в крайности, есть опасность увлечься и неверно понять смысл, попав под влияние внешних идей, это тонкий момент, и тут желательно изучить внимательно чего же на самом деле хотел Будда, на уровне ценностей и целей, в применении к реальной жизни учеников-мирян.