Obrazovala писал(а):Ладно...тогда у меня появляется другой вопрос. Если изначальная причина сансары неизвестна, и если все как ни крути, останется таким...то что все таки за прекращением страданий? В чем собственно цель буддиста? Перестать страдать от духки, правильно я понимаю? Но если так, то разница между архатом и неархатом в том, что архат не страдает, не смотря на существование дукхи?
Хорошо на ваш вопрос ответил Аджан Брахм:
Даже архаты – просветлённые монахи и монахини – испытывают страдания. Они не освобождены от страданий, поскольку всё ещё находятся в мире, то есть в тюрьме. Главное отличие обычного «заключённого» от архата в том, что последний в обязательном порядке скоро покинет тюрьму. Если взять пример из Тхерагатхи (Тхаг 1003, 606), то архат подобен работнику, который выполнил работу и теперь спокойно ожидает зарплаты. В сутте «Дротик» (СН 36.6) страдание сравнивается с ударом двух дротиков подряд. Архата ударяет только один дротик. Два «дротика» означают телесное страдание и умственное страдание. Только архат в этом мире может переживать только лишь одно телесное страдание. Но этого уже достаточно для того, чтобы утверждать, что в этой жизни архат всё ещё испытывает страдание. Как объясняет просветлённая монахиня Ваджира (СН 5.10), чувствовать себя архатом означает испытывать, как страдание возникает и тут же угасает, и это же подтверждается Буддой в Каччаянаготта сутте (СН 12.15), которая упоминалась чуть выше. Архат испытывает страдание, поскольку любое существование (бхава) или рождение (джати) – это страдание. Только когда они умирают, или достигают «париниббаны», то есть когда существование прекращается, то заканчивается и всякое страдание – раз и навсегда.
«Бхава-ниродхо ниббанам»
«Ниббана – это прекращение существования»
Выяснив, что существование (бхава) и рождение (джати) – достаточное условие для страдания (дуккха), то есть они обязаны создать страдание – встаёт вопрос о том, как положить конец следующему существованию (пуна-бхава) и перерождению. Всем хорошо известно, что целью буддийской практики (по крайней мере тем, кто понял, что «реальная жизнь» – это тюрьма, и не пытается отрицать этой истины) является прекращение сансары – неимоверно длительного путешествия через бесчисленные жизни, то есть уничтожение колеса перерождений.
http://theravada.ru/Teaching/Lectures/brahm_paticca-samuppada-sv.htm