Дмитрий Карих писал(а):Присоединяюсь к вопросу. Особенно интересует инстинкт самосохранения. Как поступит Арахант если окажется объектом нападения злоумышленника который недвусмысленно намеревается его убить или как минимум серьёзно покалечить?
НРАВСТВЕННОСТЬ
Второй сферой накопления заслуг является нравственность (sῑla) :
[камма] воздержания от совершения неблагих поступков. Она состоит из трёх воздержаний (viratῑ) :
Правильная речь (Sammā·Vācā) ,
Правильные действия (Sammā·Kammanta) и
Правильные средства к жизни (Sammā·Ājῑva) ,
а именно средства к жизни, которые исключают неправильную речь (micchā·vācā) или неправильные действия (micchā·kammanta) . 195
Эти воздержания происходят в трёх случаях: 196
1) Предоставляется возможность сделать что-то плохое (akusala dhamma) , но человек воздерживается от
этого, так как понимает, что такое поведение неприемлимо. 197 Это называется воздержанием по
случаю (sampatta·virati) , то есть когда человек воздерживается по тому или иному случаю.
2) Предоставляется возможность сделать что-то плохое, но человек воздерживается от этого, потому что
соблюдает учебные предписания (sikkhā·pada) : пять, восемь, десять правил или (учебных предписаний)
Патимоккхи ( Pāṭimokkha ) . 198 Это называется принимаемым на себя воздержанием (samādāna·virati) .
3) Предоставляется возможность сделать что-то плохое, но в силу того, что человек с помощью Знания
благородного пути искоренил некоторые или все загрязнения [ума], он просто не в состоянии
намеренно совершить дурной поступок.
[Так], человек, достигший Знания пути Араханта, больше никогда не сможет намеренно совершить
что-то дурное. 199 В этом случае воздержание становится естественным, и называется пресекающим
воздержанием (samuccheda·virati) .
Практика нравственности от случая к случаю, [носящая] произвольный [характер] является низшей, в то
время как нравственность в рамках обучения является высшей.
Па-Аук Тоя Саядо
"Действие каммы"