Метта марафон

Список форумов Теория и практика БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Описание: Всё, что касается практики в самом широком смысле.

  • 11

#1 Maksim Furin » 11.11.2017, 21:08

Здравствуйте дорогие форумчане! Подозреваю, что многие из присутствующих так или иначе занимались медитацией. Некоторые, по молодости, пару разков помедитировали за компанию с друзьями йогинами, кто-то подсел и занимался развитием ума длительное время, а есть и такие, кто уже и сам стал похож на йогов с обложек книжек по развитию самадхи. Кем бы вы не были, предлагаю вам заняться метта-бхаваной так же известной как "медитация любящей доброты" в формате марафона в кругу интернет друзей. Что это значит?
Восемь недель, каждый день, начиная с понедельника 13.11 (ибо когда же начинать жить по новому если не с понедельника?) мы будем практиковать метту минимум 15 минут (а лучше не меньше получаса с утра и получаса перед сном).
Для участия вам нужна лишь несколько вещей:
1. Твёрдая решимость не сходить с дистанции и не пропускать ни дня.
2. Добросовестная и усердная работа на поле ума.
3. Ваша лучшая фотография прикреплённая к сообщению как объект визуализации для других марафонцев.

Если вы не хотите принимать участие в марафоне, фотографию всё же сбросьте, ибо даже ленивым форумчанам нужно посылать лучи добра :yes: . В особенности это касается таких участников как Frithegar, Ura1, Vlad.Z, seniaooo. Давайте будем знать друг друга в лицо, и культивировать к друг другу любящую доброту. Так же очень хотелось бы получить хорошую фотокарточку от SV, а то единственное фото которое у меня имееться, не очень хорошо даёт возможность его разглядеть. :smile:

Также в данную тему буду сбрасывать лекции, статьи, сутты и другие материалы, которые так или иначе касаются развития метты, что бы те, кто не знаком с практикой, смог бы ею овладеть и шагать вместе с нами к преодолению всякой вражды и злобы. И вас призываю делиться своим личным опытом и материалами по теме.

Для разогрева:
1. Карания метта сутта

2. АН 8.63 Наставление монаху.
Скрытый текст
«Что ж, монах, в таком случае, вот как ты должен тренировать себя: «Мой ум будет прочным и хорошо утверждённым внутренне. Возникшие неблагие состояния не будут завладевать моим умом». Вот как ты должен тренировать себя.
Когда, монах, твой ум твёрд и хорошо утверждён внутренне, и возникшие неблагие состояния не завладевают твоим умом, то тогда [далее] ты должен тренировать себя так: «Я буду развивать и взращивать освобождение ума доброжелательностью, сделаю его своим средством передвижения, сделаю его своим основанием, установлю его, буду упражняться в нём, и буду надлежащим образом осуществлять его». Вот как ты должен тренировать себя.
Когда это сосредоточение было таким образом развито и взращено тобой, то тогда тебе следует развивать это сосредоточение с направлением и удержанием ума [на этом объекте медитации]. Тебе следует развивать его без направления, но с удержанием. Тебе следует развивать его без направления и без удержания. Тебе следует развивать его с восторгом. Тебе следует развивать его без восторга. Тебе следует развивать его с сопровождающим его удобством. Тебе следует развивать его с сопровождающей его невозмутимостью.

3. АН 11.15 Польза от развития метты:
Скрытый текст
[Благословенный сказал]: «Монахи, когда освобождение ума доброжелательностью осуществлялось, было развито и взращено, сделано средством передвижения и основанием, исполнено, утверждено, должным образом предпринято, то [в результате этого] можно ожидать одиннадцати видов пользы. Каких одиннадцати?
* (1) [практик доброжелательности] хорошо спит;
* (2) он пробуждается счастливым;
* (3) ему не снятся плохие сны;
* (4) он приятен человеческим существам;
* (5) он приятен нечеловеческим существам;
* (6) его защищают божества;
* (7) ему не причиняют ущерба огонь, яд, оружие;
* (8) его ум быстро сосредотачивается;
* (9) его лицо безмятежно;
* (10) он умирает без замешательства;
* (11) если он не проникнет далее, он направится в мир брахм.

Монахи, когда освобождение ума доброжелательностью осуществлялось, было развито и взращено, сделано средством передвижения и основанием, исполнено, утверждено, должным образом предпринято, то [в результате этого] можно ожидать этих одиннадцати видов пользы».

4. Ретрит по Медитации Любящей Доброты от Бханте Вималарамси (не забудьте включить субтитры)
часть 1, 2, 3

5. четвёртая из шести лекций посвящённых четырём брахмавихарам прочитанная Lobsang Tenpa. Очень содержательно, ёмко и в русле палийской традиции.

6. Па Аук Саядо "Практика развития доброты (метта-бхавана)"

Моя словесная формула такова:
Пусть он будет свободен от враждебности.
Пусть он будет свободен от страдания.
Пусть он будет свободен от омрачений.
Пусть будет счастлив.

Начинать лучше с себя, после близкие\ родные\ друзья, после члены "виртуальной сангхи", можно ещё разочек вернуться к себе и если хватит мощности то под конец направить устремление по отношению к незнакомцам, нелицеприятным личностям и всем живым существам. В конце можно совершить разделение заслуг.


Ну и несколько фотографий.
Моё рыльце
Олег Шашков
Бханте Панньяавудхо
Бханте Буддханяно
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Днепр
Репутация: 972
Сообщения: 821
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

  • 1

#2 sir-cadogan » 12.11.2017, 09:53

Боюсь, немногие потянут такое упражнение. Вам, Максим, желаю удачи и прогресса на пути.
sir-cadogan M
Аватара
Репутация: 516
Сообщения: 248
Зарегистрирован: 19.12.2015
Традиция: Нет

  • 5

#3 uliss7 » 12.11.2017, 10:42

Очень поддерживаю начинание. Метта — это то, чего всегда не хватает. Польза от этой практики неизмеримая, ИМХО.
Фото.
uliss7 F
Репутация: 54
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 03.10.2015
Традиция: Тхеравада

  • 3

#4 Maksim Furin » 12.11.2017, 11:19

sir-cadogan, не увидел вашего фото :3
Для тех, кто не потянет две сессии по пол часа, можно потянуть одну сессию в пол часа. Тем кто не потянет один такой заход в день, можно посидеть\постоять\походить и 20, и 15, и 10 минут, посылая метту сугубо одному или двум людям. Можно даже перед сном, лёжа в кроватке,вместо бессмысленного блуждания ума по воспоминаниям, планированиям, сожалениям, и фантазированиям решительно настроиться на развитие устремления и растворить хоть немного свой настроенный на досу ум. Главное начать с человека (вашего пола, и желательно не родственника) к которому вы испытываете большое уважение и желаете ему счастья и так, без всяких метт. Когда ваша грудная клетка начнёт утопать в тепле, а ум станет мягким, вы сами начнёте увеличивать время медитации. Время с которого вы начнёте вкатываться в практику - не особо важно, главное пробудьте с нами эти 8 недель планомерного усилия. Трудно будет разве что начать и не отступать когда будут появляться помехи.

uliss7, вот, это настрой что надо! :smile:
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Днепр
Репутация: 972
Сообщения: 821
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

  • 7

#5 The Коля » 12.11.2017, 13:34

Когдато потомки скажут про Максима Фурина: "этот человек пришел и все изменил..."
The Коля

  • 6

#6 sir-cadogan » 12.11.2017, 16:52

Maksim Furin писал(а):sir-cadogan, не увидел вашего фото :3

Пожалуйста, мне не жалко )
Вложения
csXD_W2Rj_I.jpg
sir-cadogan M
Аватара
Репутация: 516
Сообщения: 248
Зарегистрирован: 19.12.2015
Традиция: Нет

  • 4

#7 Руслан Панин » 13.11.2017, 09:02

Друзья, с Вами буду практиковать метта-бхавану.

Фейс
Руслан Панин M
Откуда: Казань
Репутация: 4
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 21.08.2017
Традиция: Тхеравада

  • 3

#8 Temporary » 13.11.2017, 13:25

Задумка очень хорошая, присоединяюсь.
Мне лучи добра совсем не помешают :sad: В свою очередь буду дарить и свои:)
Можно проводить время с пользой практикуя при засыпании и в общественном транспорте.
Temporary M
Откуда: Краснодар
Репутация: 189
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 01.09.2015
Традиция: Тхеравада

  • 5

#9 Maksim Furin » 13.11.2017, 14:31

The Коля, ух, хохмач. Где твоё личико ненаглядное? :lupa:

The Коля писал(а):"этот человек пришел и все изменил..."
Да куда там. Я то только для себя что-то могу изменить, что бы изменить всё, каждый должен впрягаться за изменения своего ума. Так что давай, шагай с нами. Созерцание дыхания подождёт. Сделай основным объектом метту, и покажи себе что можешь удерживать этот объект долго и качественно, а после расскажешь нам как изменилась анапанасати, ведь "(8) его ум быстро сосредотачивается".

Руслан Панин, добро пожаловать! :agree:

В общем, как заметил один из участников конференции у нас тут "trust issues" и многие стесняются принимать активное участие, на предложенных основаниях, но при этом сами втихаря таки занялись практикой, а это уже хорошо.
Есть тема в недрах форума, в которой можно залицезреть ещё нескольких участников. А это значит что когда метта созреет, можно будет её направлять даже на малознакомых людей так же мощно и качественно как и на сердечных друзей.

На счёт самой медитации из своего опыта. Я начинал по инструкциям Па Аук Саядо. То есть повторял в уме предложенную им формулу пожеланий направляя их конкретному человеку. Сначала повторял все четыре пожелания, после брал какую-то одну и оставался только с ней и моим другом\близким. До сих пор считаю это лучшим подходом. Главное не спешить и судорожно не прыгать от одного человека к другому. Нужно что бы пожелания к каждому человеку стали настоящими, созрели и стали непрерывным и толстым потоком. То есть что бы вы действительно, от всего сердца желали ему того что мысленно проговариваете, при этом ясно понимая что подразумевается под каждым устремлением. В остальном конечно же важно всё то же, что важно и в любой другой медитативной практике. Полное и безраздельное внимание направленное на объект, в данном случае на искреннее пожелание направленное к человеку, отсутствие сонливости и апатии, взбудараженности и неугомонности, чувственного желания, сомнения, ну и недоброжелательности конечно же.

Основа медитации, как по мне, это пробиться к ясному пониманию пожеланий и искренности устремления. Когда это произойдёт, ваше сердце и ум ясно это поймут. Это разительное отличие от пустого формального слова не пройдёт не замеченным. И всё что нужно будет делать дальше это пребывать с этим, не отвлекаясь укоренять свой ум в этом "настроении". Перед медитацией многим будет полезно настроиться. Либо почитать немного сутт, "Карания метта сутту" например. Спросить себя для чего вы всё это делаете. Ради реализации ниббаны? А ниббана это что? Прекращение невежества злобы и жажды. Рассмотрите что есть жажда, что есть невежество, что есть злоба. Как злоба происходит, из за чего? Как её растворить, в чём её корень?
Помните, что принимаясь за метта - бхавану вы растворяете кусок злобы этого мира. Ну или что-то в этом роде.

Так же, для некоторых будет полезно видоизменить классические формулы метты под себя. Я лично так и сделал потому что пожелание типа: "Пусть этот добропорядочный человек будет свободен от: 1) опасности, 2) умственного страдания, 3) физического страдания, 4) пусть он сможет позаботиться о своем счастье и здоровье". Мне заходило со скрипом в последнем пункте. Равно как и не вижу смысла мысленно проговаривать "Пусть этот добропорядочный человек". "Человек", "он", "она", "существо", "достопочтенный" или какие-нибудь менее языколомательные производные. В общем словесная формула пожелания должна быть для вас легка в умственном произношении, четка и самое главное понятна в своём содержании. На глубоких уровнях метты может отпасть всякая необходимость в мыслетворении и проговаривании формул. Но в начале нужно чётко понимать что значит быть свободным от враждебности? Что значит быть свободным от страдания? Что значит быть свободным от омрачений? Что значит быть счастливым? Исследуйте это всеми возможными способами.

Сейчас я стараюсь не охватывать за раз много людей к которым развиваю метту, и следую некоторым советам Бханте Вималарамси в отношении того что лучше на первых порах постараться развить как можно более мощную метту самое большее к двум\трём людям, ну и конечно быть внимательным к наличию расслабленности (не расхлябанности) и внутренней улыбки. Ну и конечно же важно помнить что формальной сессией сидения медитация не заканчивается. Слушайте лекции по теме, старайтесь не терять памятование о теле на протяжении дня, отслеживайте обусловленную природу мысленного потока и слепо не вовлекайтесь в него, постоянно возвращаясь к осознанности (что происходит прямо сейчас?), наблюдая например позы тела. Всё это укрепит и поможет развить качество медитации как только вы вернётесь домой и направите свой ум опять к объекту созерцания. Как то так.
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Днепр
Репутация: 972
Сообщения: 821
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

  • 4

#10 Maksim Furin » 15.11.2017, 02:06

Ну что вы, марафонцы? Надеюсь никто не сошёл с дистанции побегав поползав минут 15 а на следующий день пропустив даже и эти детские минутки, потому что много дел\спать охота\нужно вместо этого о всякой "важной" чепухе подумать, да и вообще лучше завтра\в следующей жизни, а то заслуг\устойчивости ума\усердия не хватает? А когда же этому усердию появиться если не прямо сейчас от решительного склонения ума к действию, неотступно порождая в себе старание и энергичность на пути достижения цели? Как же эта устойчивость ума возникнет, коль не тренировать этот самый ум изо дня в день отучая от бесцельного блуждания? Мы же не хотим помереть так и оставив этот ум в его склонности к раздражительности и отработанной на протяжении бесчисленных циклов существования реакцией отвращения на всё неприятное? Наша минимальная цель - устойчивая привычка каждодневно тренировать ум в доброжелательности, а этого не произойдёт если его не тренировать каждый день (вот так сюрприз!). Наш максимум - штурм небес. В обитель Брахмы крепким шагом и стройными колоннами! :lol:

Трудные задачи выполняем немедленно, невозможные - чуть погодя.
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Днепр
Репутация: 972
Сообщения: 821
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

  • 2

#11 Maksim Furin » 15.11.2017, 13:21

Ещё один вариант разделения заслуг, которым можно заканчивать практику, из книги "Руководство по медитации любящей доброты" Бханте Вималарамси. Лично мне эта методичка показалось водянистой, но кому-то да пригодиться.

Пусть страдающие освободятся от страданий!
И охваченные страхом станут бесстрашными!

Пусть огорченные отбросят всякую печаль!
И пусть все живые существа найдут утешение!

Пусть все живые существа разделят эту заслугу,
которую мы обрели таким образом,
для обретения всех видов счастья.

Пусть живые существа, населяющие пространство и землю,
Дэвы и Наги, наделенные могущественной силой,
Разделят нашу заслугу.

Пусть они долговечно защищают Учение Будды.
Sadhu... Sadhu... Sadhu...
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Днепр
Репутация: 972
Сообщения: 821
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

  • 2

#12 Maksim Furin » 15.11.2017, 15:33

Перевод с пали "сутты о дружественности" Т. Елизаренковой

Что должно делать узревшему благо,
Тому, кто ступил на стезю покоя?
Он должен быть сильным, прямым и честным,
Сдержанным в речи, негордым, кротким,
Всегда довольным и не дерзким,
Нетребовательным, не суетливым,
Благоразумным и спокойным,
Нежадным, довольствующимся немногим;
И он не должен делать такого,
Что мудрецы осудить могли бы.
Пусть будут в радости и покое,
Пусть все существа счастливыми будут!
Какие ни есть существа живые –
Сильные, слабые – все без остатка,
Длинные, средние и короткие,
Огромные, маленькие и большие.
Те, что видимы, и те, что незримы,
Те, что живут далеко, и те, что близко,
Те, что уже родились; и те, что родятся. –
Пусть все существа счастливыми будут!
И пусть один не унижает другого,
Пусть никто никого нисколько не презирает!
В гневе или чувствуя нерасположение
Да не возжелает один другому несчастья!
И, как мать, не жалея собственной жизни.
Заботится о своем единственном сыне,
Так ко всем живым существам должно
Воспитывать в себе безмерное чувство.
Дружественность ко всему живому
Должно в себе растить чувство,
Свободное от вражды, недоверия, злости,
Вверх, вниз, вширь не знающее предела.
И когда ты стоишь, сидишь или ходишь,
И когда ты лежишь без сна – все время
Сосредоточенно думай об этом,
Ибо это – высшее состояние в жизни.
А кто не поддался воззрениям ложным,
Кто добродетелен и наделен знанием,
Кто подавил в себе стремление к усладам,
Тот освободился от новых рождений.

И перевод комментария к сутте, от Кхантибало.
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Днепр
Репутация: 972
Сообщения: 821
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

  • 3

#13 uliss7 » 15.11.2017, 19:09

Одна из моих любимых сутт!
Вот еще один перевод (Н. И. Герасимовой с англ. Фаусбелля):
1.8 Метта сутта. "Дружелюбие"
142. Вот, что следует исполнить тому, кто ищет здесь доброго, кто жаждет своему духу покоя: пусть будет он прямодушен и бодр, совестлив и кроток в речи, уступчив, не горд.
143. Пусть он идет своим путем, успокоенный, не отягощенный заботами, с утихшими чувствами, с окрепшею мудростью, не надменный, не жадный.
144. Пусть он никогда даже и не подумает что-либо такое, за что бы могли упрекнуть его мудрые... Да будут счастливы все существа, да живут все они в радости и довольстве!
145. Все живые существа, которые только есть на свете, и слабые и сильные, и длинные и короткие, и большие и средние, и великие и малые,
146. видимые и невидимые, живущие близко и далеко, рожденные или только носимые в утробе – все они да будут счастливы!
147. Пусть никто не обманывает других, пусть никто и никогда не обижает других, пусть никто ни гневом, ни злобою не вредит другим.
148. Как неусыпно мать охраняет свое единственное дитя, как дорожит она его жизнью, так пусть каждый объемлет своим благоволением все существа.
149. Пусть он простирает свое благоволение сквозь все миры, пусть обнимает он их своим благосклонным духом и вдаль, и вглубь, и ввысь, без вражды, без тревоги, без ненависти.
150. Стоя или лежа, сидя или ходя, в каждую минуту бодрствования пусть он предается осознанию этого, – этот путь жизни самый лучший на свете.
151. Добродетельный, одаренный совершенною мудростью, потушивший в себе жажду плотских наслаждений, никогда не вступит вновь на путь рождений и смертей.
uliss7 F
Репутация: 54
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 03.10.2015
Традиция: Тхеравада

  • 2

#14 Сергей О. » 16.11.2017, 03:20

А вот перевод Н.Г. Краснодембской:
Каранния–метта–сутрая

1) Вот как следует поступать тому, кто желает достичь состояния покоя и мира: он должен быть честным, прямым и искренним, доступным, кротким, мягким в речи и лишенным гордыни.

2) Он должен уметь довольствоваться малым, быть нетребовательным, легко удовлетворяемым в своих желаниях, со спокойным умом, не осуждающим, ничего не домогающимся.

3) Он никогда не должен поступать так, чтобы другие мудрые могли осудить его. И он всегда должен думать таким образом: пусть каждый будет счастлив и благ, пусть все существа достигнут счастья.

4) Все, какие есть живые существа, в ком теплится дыхание, слабые и сильные, все без исключения, высокие и могучие, и средних размеров, толстые и тонкие, большие и малые.

5) Видимые и невидимые, живущие далеко и живущие близко, все, кто уже родился и кому предстоит родиться, пусть все существа достигнут счастья!

6) Пусть ни один не обманет, не введет в заблуждение другого, пусть не презрит, не унизит нигде и никогда; ни во гневе, ни в ссоре не пожелает один другому беды или болезни.

7) С каким чувством мать радеет и тревожится всю свою жизнь о собственном сыне, о своем единственном сыне, пусть безгранично возрастает это чувство любви в душе ко всем живым существам.

8) Пусть возрастает в душе это чувство любви ко всему миру, освобожденное от гнева, злобы и ревности, ко всему, что находится наверху, внизу и во всех направлениях.

9) Всегда, стоишь ли ты, идешь, сидишь или склоняешься на ложе, объятый дремотой, пусть растет это чувство, называемое высшим состоянием (духа).

10) Так освободившийся от неправильных взглядов, добродетельный, совершенный в сути своей, избавившийся от вожделения, никогда больше ты не попадешь в круг перерождений.
Сергей О. M
Откуда: Жуковский
Репутация: 278
Сообщения: 202
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#15 Maksim Furin » 17.11.2017, 12:20

Из книги Ньянапоника-тхеры "Четыре возвышенных состояния"

1. Любовь (Метта)
Любовь без желания обладать; она твердо знает, что в высочайшем понимании нет ни обладания, ни того, кто обладает; это высочайшая любовь.
Любовь без слов и мыслей о "я"; она твердо знает, что это так называемое "я" - всего лишь иллюзия.
Любовь без выбора и без исключения; она твердо знает, что поступать в соответствии с выбором или исключать, - значит создавать противоположность любви: неприязнь, отвращение и ненависть.
Любовь объемлет все существа - малые и большие, далекие и близкие, будут ли они на земле, в воде или в воздухе.
Любовь беспристрастна; она охватывает все живые существа - и не только те, которые нам полезны, приятны или забавны.
Любовь объемлет все существа, будь они благородного или низкого ума, добрые или злые. Благородные и добрые охвачены ею потому, что любовь течет к ним спонтанно. Существа низкого и злого ума включены в нее потому, что это те, кто более всего нуждается в любви. Возможно, у многих из них семя доброты умерло только потому, что в его росте отсутствовало тепло, потому что оно погибло от холода в мире, лишенном любви.
Любовь объемлет все существа; она знает, что мы все - товарищи по путешествию через этот круг существования, что мы все подвластны одному и тому же закону страдания.
Любовь - но не то пламя чувственности, которое сжигает, опаляет и мучит, которое навлекает на человека больше ран, чем лечит их; сейчас она вспыхивает, а в следующее мгновенье ее пламя угасло, оставляя за собой больше холода и одиночества, чем это чувствовалось прежде.
Это скорее та любовь, которая ложится на больные существа подобно нежной, но твердой руке, всегда неизменная в своем сочувствии, без колебаний, беспристрастная к любому ответу, который она встречает. Любовь, которая оказывается утешительной прохладой для тех, кто горят огнем страдания и страсти; которая являет собой жизнедающее тепло для покинутых в холодной пустыне одиночества; для тех, кто дрожит на морозе этого лишенного любви мира; для тех, чьи сердца стали как бы пустыми и сухими из-за повторных призывов о помощи, из-за глубочайшего отчаянья.
Любовь, которая являет собой высочайшее благородство сердца и интеллекта, которая знает, понимает и готова помочь.
Любовь, которая есть сила и которая дает силу, - это высочайшая любовь.
Любовь, которую Просветленный назвал "освобождением сердца", "наивысшей красотой"; это высочайшая любовь.
И что такое высочайшее проявление любви?
Показать миру путь, ведущий к концу страдания, путь, указанный, пройденный и осуществленный в совершенстве Им, Возвышенным, Буддой.

Перечитал руководство по медитации метты от Бханте Вималарамси и что-то она мне уже не кажется такой "водянистой" как казалась раньше. Уже в первой главке после введения нашёл совет для решения возникшего затруднения (возвращал ум к повторению фраз, когда можно было бы сосредоточиться на самом чувстве метты вызванное пожеланиями).

Скрытый текст
При практике медитации любящей доброты, начните с того, что направьте любящие и добрые мысли самому себе. Вначале вспомните время, когда вы были счастливы. В тот момент, когда появится чувство счастья, вы можете узнать его, как приятно теплое, пылкое или лучащееся чувство в центре груди. А когда это чувство появилось, искренне пожелайте себе счастья и почувствуйте ваше пожелание. «Пусть я буду счастлив»... «Пусть радость наполняет меня»... «Пусть я буду спокоен и умиротворен»... «Пусть я буду веселым и добрым», и т.д. Искренне пожелайте себе, что-нибудь хорошее на свое усмотрение, почувствуйте это пожелание в своем сердце, а затем начните направлять, излучать его. Ключевое слово здесь - «искренне»; если ваше пожелание не будет искренним, тогда оно превратится в своего рода мантру, станет фразой заученной наизусть, без настоящего значения. Тогда вы будете просто поверхностно повторять эту фразу, в то время как ваши мысли будут совсем о другом. Итак, это очень важно, чтобы ваше пожелание себе (а в дальнейшем вашему духовному другу) имело подлинный смысл для вас и безраздельно занимало все ваше внимание, затем почувствуйте ваше пожелание, поместите его в свое сердце и начните направлять, испускать его. Не нужно бесконечно повторять пожелание счастья: «Пусть я буду счастлив... пусть я буду счастлив... пусть я буду счастлив... пусть я буду счастлив». Когда чувство любящей доброты немного стихает, пожелайте себе счастья и почувствуйте это пожелание.
Последний раз редактировалось Maksim Furin 17.11.2017, 12:33, всего редактировалось 1 раз.
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Днепр
Репутация: 972
Сообщения: 821
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

  • 3

#16 Maksim Furin » 17.11.2017, 13:47

Ещё одно важное замечание по поводу визуализации из инструкции Бханте Вималарамси.

Визуализировать бывает трудновато. Образ может быть туманным, неясным, удаленным, или он может появиться всего на мгновение, а затем исчезнуть. Это нормально. Не усердствуйте слишком сильно, потому что черзмерные усилия могут привести к головной боли. Около 70% вашего внимания необходимо тратить на чувство любящей доброты, 20% (приблизительно, в зависимости от обстоятельств), на выполнение искреннего пожелания и ощущение этого чувства в своем сердце, — это помогает расти чувству счастья для ваших друзей. И только около 10% вашего времени нужно тратить на визуализацию друга. Как вы видите, «чувство любящей доброты», безусловно, более важная часть медитации, а визуализация менее значимая часть. Но все же направьте немного усилий на визуализацию. Со временем это будет получаться все лучше и легче.
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Днепр
Репутация: 972
Сообщения: 821
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

  • 1

#17 Maksim Furin » 18.11.2017, 02:24

Из книги "Прямой путь к реализации" Бхиккху Аналайо:

Важным средством от склонности к злости и ненависти является развитие любящей доброты (mettA)1. Согласно суттам, развитие любящей доброты способствует установлению гармоничных отношений не только с другими людьми, но и с другими живыми существами (не людьми)2. В данном контексте концепция «не людей» также может быть понята психологически, как представляющая субъективные душевные расстройства3. Развитие любящей доброты определенно противодействует патологическим ощущениям отчужденности и низкой самооценки. И тем самым это закладывает важное основание для успешной медитации прозрения. Любящая доброта не только обеспечивает подходящей подготовительной почвой для практики медитации прозрения, но также непосредственно способствует реализации4. Будда утверждал, что характерной чертой медитации на любящую доброту, как он этому учил, является ее сочетание с факторами пробуждения, и таким образом она непосредственно используется для продвижения к реализации5. В некоторых суттах практика любящей доброты, в частности, связывается с развитием от стадии вступления в поток к стадии невозвращения6. Очевидно, что преимущества развития любящей доброты не ограничиваются ее функцией противоядия от ненависти и раздражения.
Сноски:
Скрытый текст
1. M I 424. По мнению Fenner 1987: p. 226, чудесные обители (brahmavihAra) опираются на правильные восприятия и поэтому противодействуют ошибочным восприятиям, приводящим к неблагоприятным ментальным качествам. Вдохновляющее описание любящей доброты можно найти в NANapoNika 1993: p. 9-12.

2. S II 264.

3. Действительно, в S II 265 не человеческие существа определенно приводят к психологическим расстройствам, которые могут быть предотвращены посредством развития любящей доброты. Katz 1989: p. 161 полагает: «одна из возможных интерпретаций «не человеческих существ» может сводиться к психологическим функциям, которые угрожают духовному росту».

4. В M I 352 детально описывается, каким образом сочетать любящую доброту с прозрением: при выходе из погружения, развитого посредством любящей доброты, развивают прозрение в непостоянную и обусловленную природу этого достижения. В M I 38 и M I 196 описывается переход от любящей доброты к прозрению через размышление: «есть это, есть низкое, есть высшее и есть полный выход из этого всего поля восприятия». (В Ps I 176 и Mp II 306 объясняется, что последнее относится к ниббане.) См. также A IV 150 и It 21, где указывается, что развитие любящей доброты помогает ослабить оковы. Согласно Aronson 1986: p. 51: «медитация на любовь есть почва, на которой взращивают сосредоточение… прозрение». Meier 1978: p. 213 полагает, что медитации випассана и любящей доброты имеют схожую цель, а именно, ослабление ощущения «я», так что их различные подходы (випассана – через аналитическое препарирование и любящей доброты – через расширение) можно рассматривать взаимодополняющими (хотя следует помнить, что любящая доброта сама по себе не может полностью устранить все привязанности к ощущению «я»).

5. В S V 119 Будда указывает на то, что эта комбинация отражает характерное отличие буддийского подхода от любящей доброты, которая практиковалась аскетами его времени. Когда рассматривают то, как Будда учит медитации любящей доброты, то также уместно отметить, что он изначально учил неограниченному охватыванию всех направлений соответствующим отношением (см., например, M I 38). D I 251, M II 207 и S IV 322 делает пространственно охватывающий характер излучающейся любящей доброты тем более очевидным, что приводится сравнение ее с могучим трубачом, который делает так, чтобы его слышали во всех четырех направлениях. Хотя такое охватывание часто указывает на погружение, однако это не всегда так, поскольку, согласно M I 129, оно предпринимается, когда подвергаются словесному оскорблению или физическому насилию, что мало способствует вхождению в погружение. Или же в M II 195 говорится, что как только один брамин, находящийся на смертной одре и мучающийся головной болью, острыми желудочными спазмами, а также жаром, получил наставления по практике этого охватывания, он тут же испустил дух и переродился в мире Брахмы. Эти обстоятельства наводят на мысль, что он, должно быть, сумел правильно воспользоваться этими наставлениями, несмотря на то что его физическое состояние не позволяло ему развить погружение. Лишь согласно комментариям, возможно, из-за того, что они связывают это охватывание исключительно с погружением (см. Vism 308), данная медитация на любящую доброту становится упражнением умозрительного воображения, попеременно направляемого на самого себя, на друзей, на незнакомых людей и на врагов (см. Vism 296). Этот практический метод нельзя найти ни в одной из сутт.

6. S V 131 и A V 300. (В обоих случаях это повторяется для остальных трех брахмавихар.) И точно так же в Sn 143 описывается практика любящей доброты, опирающаяся на «полученное переживание этого состояния покоя» с тем результатом, что практикующий больше не переродится в чреве (Sn 152). Это подразумевает, что практика любящей доброты может привести того, кто переживает «состояние покоя», т.е. того, кто вступил в поток, к выходу за пределы рождения в чреве, т.е. к невозвращению. Такой способ понимания поддерживается комментарием Pj II 193, где «состояние покоя» объясняется как ниббана. И такое объяснение также поддерживается Dph 368, где любящая доброта снова связывается с «состоянием покоя», значение которого далее проясняется выражением «успокоение составляющих». Однако Jayawickrama 1948: vol. 2, p. 98 возражает против представления «состояния покоя» как соответствующего реализации ниббаны. Санскритские фрагменты из турфанских раскопок также упоминают реализацию невозвращения как одно из преимуществ развития любящей доброты (в Schlingloff 1964: p. 133). Причина, по которой любящая доброта связана с процессом развития от вхождения в поток и до невозвращения, может быть связана с необходимостью снятия на этой стадии двух оков – чувственного желания и отвращения. Любящая доброта, особенно если она развита до уровня погружения, может действовать как противоядие от обоих, поскольку интенсивное счастье ума, переживаемое во время глубокого сосредоточения, препятствует поискам удовольствия посредством внешних органов чувств, тогда как любящая доброта по своей природе препятствует отвращению.
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Днепр
Репутация: 972
Сообщения: 821
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

  • 1

#18 qwerty » 18.11.2017, 08:05

Хотелось бы услышать впечатления от практики брахмавихары дружелюбия. Те, кто отписался и не писал в теме, расскажите о своём состоянии. Я например теряю много энергии, напрягаюсь физически(может это связано с возрастом? или делаю неправильно?), поэтому делаю эту практику редко. А как делаете Вы?
qwerty
Репутация: 172
Сообщения: 421
Зарегистрирован: 31.03.2014
Традиция: Нет

  • 2

#19 uliss7 » 18.11.2017, 11:56

qwerty, не претендуя на большой опыт, по своим ощущениях могу сравнить метта бхавану с физической тренировкой. Сначала идет разогрев, в ходе которого возникает чувство дискомфорта, боль, усталость. Если на этом этапе остановиться, поддаться чувству «зачем себя так мучать», образно говоря, слезть с велосипеда и присесть на отдых в тени, придет временное облегчение от прекращения тренировки. Если продолжить, мышцы разогреются, станет легче двигаться, в результате физическая форма улучшится, а после тренировки будет еще и чувство морального удовлетворения (что не сдался).
С меттой у меня происходит похоже. В процессе могут выплыть вовсе недобрые чувства, с ними тяжело. Если в результате их удастся отпустить, зародив противоположные, ИМХО, это большое достижение. Поначалу, наверно, стоит избрать для сосредоточения «легкие» объекты, друзей, людей от которых вы видели только хорошее.
Maksim Furin, еще раз спасибо за почин!
uliss7 F
Репутация: 54
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 03.10.2015
Традиция: Тхеравада

  • 2

#20 Maksim Furin » 18.11.2017, 13:30

qwerty, ну когда всё идёт как надо - состояние замечательное. Никакого напряжения, лишь мягкое подержание внимательности к объекту и бдительность по отношению к наличию\отсутствию препятствий. Причём бдительность тоже не нервозная, то есть ты не сидишь как охранник с дубинкой зная что сейчас с минуты на минуту приедет 10 бандюков вооружённых до зубов и ты волнуешься что же ты будешь делать, а скорее так, словно ты следишь за балансом некой конструкции, зная, что твоё беспокойство по поводу его равновесия так же один из факторов который может это равновесие нарушить. Поэтому ты как будто бы отстранён. Проводишь прутиком понимания пожеланий и искренности по земле ума делая путь для протекающей воды доброжелательности, и стоишь наблюдаешь как она течёт и ширится, когда нужно убираешь препятствия на пути её течения.

Тепло в груди, глаза улыбаются, даже если закрыты. Но когда есть препятствия нужно немножко постараться. Тут смотря что пришло в гости. Зачастую это либо сонливость и тупость ума, которая может быть либо с утра, если вы пытаетесь заняться медитацией сразу после пробуждения, либо после еды, либо перед сном. Либо это отвлечение, блуждание ума, либо неугомонность\ взбудораженность. Сомнения с недоброжелательностью пока не встречал, равно как и чувственные желания, хотя допускаю что может просто не распознал их. :lupa: Когда я практикую перед сном, тупость и сонливость частый гость, поэтому я стараюсь начать с позиции стоя, а потом, когда ум наполняется интересом могу присесть. С утра стараюсь пройтись, если погода позволяет (благо лесок рядом), медитируя при ходьбе, или заняться какими то делами. Пол подмести, например, зарядку сделать, в душ сходить, проветрить помещение и быть может что-то прочитать осмысленно, что бы ум запустился, а тогда уже обращаю его к размышлению над тем что во мне есть скрытая склонность к злобе, что она растёт из невежества и питается соком самомнения и чувства "я", дальше пытаюсь породить решительность выкорчевать этот корень, вспоминаю о том что:

Уж осталось мало-то поры тебе, мало времечка
Денек-то к вечору коротаитце
Часок-от по минуткам подвигаетце
Минуточки-то бежат по секундочкам
Да скоро не будет-то тебя……
Уж подгонены хороши-то кони сторублевые
Да быстры-то рысаки семитысячны
Да они с легкима-то самокатныма саночками
Да повезут-то тебя во последний-то путь во остатний
На окатанну-то гору на высокую
Да на всемирное-то большущее кладбище
Да уж положут в темную-то могилу глубокую
Да зароют желтыма-то песками сыпучими
Да все прошло-то теперь у тебя, прокатилосе…
И приступаю. :3

Думаю что вы просто через чур сильно стараетесь, или пытаетесь воевать с препятствиями, из за этого и напрягаетесь сильно и устаёте. Но точно понять причину только вы сами можете. Изучите инструкции аджанов, может найдёте какой совет хороший, который укажет вам на решение этой проблемы. Вот тут посмотрите например, Бханте часто говорит о необходимости расслабления напряжения как проявления страстного желания (не забудьте включить сабы).

uliss7 писал(а):еще раз спасибо за почин!
Вам спасибо, что я тут не один сам с собой тусуюсь :lol:
По моим подсчётам тут около 8\9 человек за метту взялось. А это ух! Сила! :smile: Радостно уже только от этого.
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Днепр
Репутация: 972
Сообщения: 821
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

След.

Вернуться в БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 21 гость

cron