Аджан Сумедо. "Отпусти" или "Отпускаю"?

Список форумов Инфо ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Описание: Любые вопросы от интересующихся буддизмом.

  • 1

#1 Tir » 06.12.2017, 10:17

Здравствуйте!
Читаю книги Аджана Сумедо («Осознанность - путь к Неумирающему», «Читтавивека. Учения безмолвного ума»). Мне понравилась описанная практика отпускания. Приведу несколько цитат, чтобы быть более конкретным, и чтобы Вам не пришлось открывать и искать это в книгах.

Практика «отпускания» очень эффективна для тех людей, чей ум одержим мыслительным процессом: вы упрощаете свою практику медитации, сводя ее всего к одному слову — «отпусти» — вместо того, чтобы пытаться развить эту практику, а потом ту; достичь этого и войти в то, и понять это, и перечитать все Сутты, и изучить Абхидхамму… а потом выучить Пали и Санскрит… а потом Мадхьямаку и Праджня-Парамиту… получить разные посвящения Хинаяны, Махаяны, Ваджраяны… написать кучу книг и получить всемирное признание как авторитет в области буддизма. Вместо того, чтобы становиться мировым специалистом по буддизму и получать приглашения на большие Международные Буддийские Конференции, просто «отпусти, отпусти, отпусти».

Я почти два года занимался только этим — каждый раз, как я пытался что-то понять или разложить по полочкам, я говорил себе: «отпусти, отпусти», до тех пор, пока желание не затухало. Так что я предлагаю вам очень простой способ спастись от ловушки, где вас ждут невероятные страдания. Нет ничего более удручающего, чем обязанность присутствовать на Международных Буддийских Конференциях! У некторых из вас может быть желание стать Буддой следующей кальпы, Меттеей, излучающим любовь по всему миру — но вместо этого я советую быть просто земляным червяком и отпустить желание излучать любовь по всему миру. Будьте просто червяком, который знает всего одно слово — «отпусти, отпусти». Видите ли, у нас Малая Колесница, Хинаяна, так что мы имеем только эти простые, нищенские практики!

Для практики медитации важно быть постоянным и решительным, решившимся на пробуждение. Это не значит, что вы должны быть самодовольными глупцами; это значит сохранять решимость, даже когда практика идет туго. Напоминайте себе о Будде-Дхамме-Сангхе и оставайтесь с этой мыслью — отпустив отчаяние, отпустив терзания, отпустив боль, сомнение и все то, что возникает и уходит, то за что мы по привычке цепляемся и с чем мы отождествляем себя. Пусть это «отпусти» станет постоянно повторяться в вашем уме, так, чтобы эти слова сами по себе вспыхивали в сознании, где бы вы ни находились.

Так что делайте то, что должно быть сделано, и отпускайте. Когда вам говорят, что вы должны прочитать эту книгу и ту книгу, закончить этот курс и тот курс… изучить Пали, Абхидхамму… углубиться в историю буддизма, буддийскую логику… и так далее, и так далее… «отпусти, отпусти, отпусти». Наполнив свой ум новыми концепциями и мнениями, вы просто увеличите свою способность к сомнению. Только научившись опустошать свой ум, вы сможете наполнить его ценными вещами — а для того, чтобы научиться опустошать ум, нужна немалая мудрость.

Советы, которые я даю вам на этом ретрите — это искусные средства. Порабощение ума мыслью «отпусти» — это искусное средство; повторяя это раз за разом, всякий раз, как у вас возникает та или иная мысль, вы осознаете ее возникновение. Вы по-прежнему отпускаете все свои движения — но если они не уходят, не пытайтесь заставить их уйти. Эта практика «отпускания» — путь очищения ума от того, чем он порабощен, от негативности; пользуйтесь ей мягко, но настойчиво. Медитация — это искусное отпускание, добровольное опустошение ума, так, что мы можем видеть чистоту ума — мы вычищаем ум, чтобы положить туда то, что надо.


У меня возник вопрос в следующем. Когда я говорю «отпусти», получается что Я говорю СЕБЕ «отпусти». Это два разных Я или одно и то же? Мне комфортнее говорить «отпускаю» («Я отпускаю»). В этом случае не возникает двух Я. Могу я так сделать? Прав я в этом случае или нет?
Tir
Репутация: 2
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 06.12.2017
Традиция: Нет

  • 1

#2 Dz » 06.12.2017, 11:34

Если два я - это шизофрения. :) Когда человек сам себе что-то говорит - он это сам себе говорит. А не один человек другому. Ну и в принципе же, "я" - это иллюзия, нет никакого "я".
Вы хорошо знакомы с теорией Учения? Если не очень, то отложите медитации до того момента, как не станете очень хорошо в ней разбираться как минимум (и, как следствие, не уясните важность развития нравственности и правильных воззрений до начала медитационной практики).
Самый звонкий крик - тишина...
Dz M
Аватара
Репутация: 3064
Сообщения: 2132
Зарегистрирован: 06.06.2015
Традиция: Тхеравада

#3 Maksim Furin » 06.12.2017, 13:18

У меня возник вопрос в следующем. Когда я говорю «отпусти», получается что Я говорю СЕБЕ «отпусти». Это два разных Я или одно и то же? Мне комфортнее говорить «отпускаю» («Я отпускаю»). В этом случае не возникает двух Я. Могу я так сделать? Прав я в этом случае или нет?
Это запутанность в воззрениях о "я". С этим нужно поступить так же. Отпустить.
Вот как он немудро направляет внимание: «Был ли я в прошлом? Не было ли меня в прошлом? Чем я был в прошлом? Каким я был в прошлом? Будучи чем я стал таким в прошлом? Буду ли я в будущем? Не будет ли меня в будущем? Чем я буду в будущем? Каким я буду в будущем? Будучи чем я буду таким в будущем?» Или вместо этого он внутренне запутан в отношении настоящего: «Есть ли я? Нет ли меня? Что я? Каков я? Откуда взялось это существо? Куда оно уйдёт?»
Когда он подобным образом немудро направляет внимание, одно из шести воззрений возникает в нём. Воззрение «я существует у меня» возникает в нём как истинное и утверждённое; или же воззрение «я не существует у меня» возникает в нём как истинное и утверждённое; или же воззрение «я воспринимаю «я» своим «я» возникает в нём как истинное и утверждённое; или же воззрение «я воспринимаю «не-я» своим «я» возникает в нём как истинное и утверждённое; или же воззрение «я воспринимаю «я» своим «не-я» возникает в нём как истинное и утверждённое; или же у него есть такое воззрение как это: «Именно это моё «я» говорит и чувствует и переживает здесь и там результаты хороших и плохих деяний. Но это моё «я» является постоянным, бесконечным, вечным, не подвержено изменениям, будет таким всю вечность»
Это спекулятивное воззрение, монахи, называется чащей воззрений, грудой воззрений, искривлением воззрений, колебанием воззрений, путами воззрений. Скованный путами воззрений, необученный заурядный человек не освобождён от рождения, старения, смерти, от печали, стенания, боли, горя и отчаяния. Он не освобождён от страданий, я говорю вам.
МН 2
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Днепр
Репутация: 972
Сообщения: 821
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

  • 4

#4 Maksim Furin » 06.12.2017, 13:34

SeD, а можно пойти в спортзал не зная ничего о системе тренировки, правильном питании и режиме. В итоге либо травму заработать либо не добиться никаких успехов. Ко всему с умом подходить нужно, ясно понимая что ты делаешь, как это нужно делать правильно, и к чему это должно привести.
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Днепр
Репутация: 972
Сообщения: 821
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

  • 3

#5 masterjack » 06.12.2017, 13:53

Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#6 Tir » 06.12.2017, 14:12

Большое спасибо за ответы и ссылки!

Я пока очень плохо разбираюсь в теории (собственно она ограничивается прочтением 2-х вышеуказанных) книг Аджана Сумедо. К медитациям хотьбы, наблюдением за дыханием и другим я не приступал и пока не буду. "Отпускание" показалось мне хорошей практикой для "работы" с мыслями, особенно повторяющимися, навязчивыми. И мне показалось, что нескольких абзацев (которые уже приводил выше):
Практика «отпускания» очень эффективна для тех людей, чей ум одержим мыслительным процессом: вы упрощаете свою практику медитации, сводя ее всего к одному слову — «отпусти» — вместо того, чтобы пытаться развить эту практику, а потом ту; достичь этого и войти в то, и понять это, и перечитать все Сутты, и изучить Абхидхамму… а потом выучить Пали и Санскрит… а потом Мадхьямаку и Праджня-Парамиту… получить разные посвящения Хинаяны, Махаяны, Ваджраяны… написать кучу книг и получить всемирное признание как авторитет в области буддизма. Вместо того, чтобы становиться мировым специалистом по буддизму и получать приглашения на большие Международные Буддийские Конференции, просто «отпусти, отпусти, отпусти».

Я почти два года занимался только этим — каждый раз, как я пытался что-то понять или разложить по полочкам, я говорил себе: «отпусти, отпусти», до тех пор, пока желание не затухало.

Т.е. я мог бы тоже сейчас длительно заниматься только "отпусканием" не погружаясь во что-то более глубокое. Или по Вашему мнению не стоит этого делать и почему не стоит?
Tir
Репутация: 2
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 06.12.2017
Традиция: Нет

#7 Wasiliy » 06.12.2017, 14:18

Maksim Furin писал(а):Это запутанность в воззрениях о "я".

С этим нужно поступить так же. Отпустить.
И, кто имеет намерение отпустить, и будет отпускать?
Wasiliy
Репутация: 3
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 15.09.2017
Традиция: Дзэн

#8 Maksim Furin » 06.12.2017, 14:46

Wasiliy,
И, кто имеет намерение отпустить, и будет отпускать?
«Учитель, что такое цепляние и для кого есть цепляние?»
«Это неправильный вопрос» – ответил Благословенный. «Монах, когда кто-либо утверждает так: «Что такое цепляние и для кого есть цепляние?» или же так: «цепляние является одним, а тот, для кого есть это цепляние, является иным» – то оба эти утверждения совпадают в сути, а отличаются только в формулировке. Если [у кого-либо] есть воззрение: «Душа и тело суть одно и то же», то нет жития святой жизнью. Если [у кого-либо] есть воззрение: «Душа – это одно, а тело – это иное», то нет жития святой жизнью. Не склоняясь ни к одной из этих крайностей, Татхагата учит Дхамме срединным способом: «С рождением как условием, старение-и-смерть [возникает]».
СН 12.35

Я почти два года занимался только этим — каждый раз, как я пытался что-то понять или разложить по полочкам, я говорил себе: «отпусти, отпусти», до тех пор, пока желание не затухало.
Я думаю эти два года он занимался не только этим :lol:
Tir писал(а):Или по Вашему мнению не стоит этого делать и почему не стоит?
Занимайтесь, довольно полезный навык, отпускать цепляние. По сути конечная цель пути заключается в прекращении всякого цепляния.
«Учитель, как я понимаю, Благословенный обучал этой Дхамме ради окончательной ниббаны без цепляния».
«Хорошо, хорошо, монах! Хорошо, что ты понимаешь, что я обучал этой Дхамме ради окончательной ниббаны без цепляния. Поскольку этой Дхамме я обучал [именно ради] окончательной ниббаны без цепляния.
Но такое освобождение от цепляния достигается развитием группы факторов, которые и приводят к созреванию полного отпускания. Если обратиться к примеру с тренажёрным залом, что бы получить титул "Мистер Олимпия" необходимо развить не одну группу мышц. А это гармоничное развитие невозможно без правильного режима сна и питания.
Займитесь попутно изучением канона, что бы разобраться как взрастить эти факторы, заодно приобретёте знания по использованию других очень мощных инструментов которые помогут продвигаться по пути освобождения. По сути изучение слова Будды очень важно. Потому что следовать по пути указанному Буддой не зная что он сам говорил об этом следовании, и пользоваться лишь наставлениями современных учителей - довольно опрометчивый шаг, ведь Будда как ни крути всё же величайший учитель Богов и Людей. Вот и узнайте из его слова, как вам лучше поступить.
Последний раз редактировалось Maksim Furin 06.12.2017, 15:03, всего редактировалось 3 раз(а).
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Днепр
Репутация: 972
Сообщения: 821
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

#9 Dz » 06.12.2017, 14:49

SeD писал(а):Как можно начать очень хорошо разбираться в медитации вообще не начиная медитировать?
Вы мои другие посты видели?
В медитации начать хорошо разбираться можно медитируя.
Но чтобы медитировать, надо хотя бы знать, что такое санкхары, анатта, патичча-саммупада и прочая. А так же быть достаточно развитым нравственно.
Tir писал(а):Я пока очень плохо разбираюсь в теории
Обязательно сначала читайте сутты Палийского Канона, знакомьтесь с буддийскими воззрениями. Не начинайте сразу медитировать только после двух книжек дост. Сумедхо. Поверхностно, конечно, можно, если помогает, но основа однозначно нужна.
Последний раз редактировалось Dz 06.12.2017, 14:55, всего редактировалось 2 раз(а).
Самый звонкий крик - тишина...
Dz M
Аватара
Репутация: 3064
Сообщения: 2132
Зарегистрирован: 06.06.2015
Традиция: Тхеравада

#10 Maksim Furin » 06.12.2017, 14:50

SeD писал(а):А как добиться результата только питаясь в правильном режиме и не посещая спортзал?
А никто и не говорит, что так можно добиться результата. Но даже если ты только и делаешь, что питаешься в правильном режиме, для тебя уже будет большая польза. Причём польза эта поболее будет, чем от бессистемного занятия в спортзале. :smile:
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Днепр
Репутация: 972
Сообщения: 821
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

  • 6

#11 SV » 06.12.2017, 15:14

У меня возник вопрос в следующем. Когда я говорю «отпусти», получается что Я говорю СЕБЕ «отпусти». Это два разных Я или одно и то же? Мне комфортнее говорить «отпускаю» («Я отпускаю»). В этом случае не возникает двух Я. Могу я так сделать? Прав я в этом случае или нет?

То, что он описывает здесь, не имеет отношения к "Я" вообще. "отпусти" - не очень удачное слово тут, на мой взгляд. Лучше было бы использовать: "не цепляйся". Кстати, экс-аджан Хуберт очень любил эту "практику" и постоянно и всюду её пиарил. Но в итоге сам же с ней и не сладил, в отличие от аджана Сумедхо, которому, очевидно, сладить с ней удалось :shy:

Суть, кстати, сводится не к психотехникам и повторениям "заветных фраз" или слов, а к мудрости - т.е. пониманию, что цепляние ведёт к страданию, ко всякой ненужной (часто) суете. Т.е. фактически то, о чём он пишет - можно перефразировать так: будьте мудрыми, наблюдайте, понимайте, что цепляние за вещи - это не благостно, и старайтесь держать это памятование в уме по жизни.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#12 Wasiliy » 06.12.2017, 15:34

Maksim Furin писал(а):Учитель, что такое цепляние и для кого есть цепляние?»
«Это неправильный вопрос»
Вы не ответили на вопрос.

Вы произнесли - "С этим нужно поступить так же. Отпустить." - Кто принял решение отпустить?
Wasiliy
Репутация: 3
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 15.09.2017
Традиция: Дзэн

#13 Maksim Furin » 06.12.2017, 15:50

Wasiliy, да не ответил. И не буду отвечать. :smile:
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Днепр
Репутация: 972
Сообщения: 821
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

  • 1

#14 Tir » 06.12.2017, 16:52

Всем большое спасибо за ответы!
Пока воздержусь от этой практики.
Tir
Репутация: 2
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 06.12.2017
Традиция: Нет

#15 Nwad » 26.01.2018, 21:22

Tir писал(а):У меня возник вопрос в следующем. Когда я говорю «отпусти», получается что Я говорю СЕБЕ «отпусти». Это два разных Я или одно и то же?
Хороший вопрос.
Ответив на него с мудростью вы сможите каснутся "другого берега". Кто говорит? Кто слушает?
Отвечаю лишь на вопросы нуждающиеся в ответе. С меттой _/\_
Nwad
Аватара
Репутация: 586
Сообщения: 1363
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада


Вернуться в ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 40 гостей