Вообще я концентрирую внимание на дыхании. Представляю образно ноздри, нос и воздух, который туда то входит то выходит. Через минут двадцать я вхожу в поток. Следить за дыханием становится проще, само дыхание уже не слышно, тело расслабляется, ум успокаивается. Возникают зрительные ассоциации/образы в такт дыханию. Но меня интересует другое. Как ввести себя в такое состояние когда я вообще не буду ничего не слышать, не чувствовать даже своего тела? Пару раз у меня было такое состояние, когда я даже не слышал биения сердца (вернее слышал, но оно билось очень медленно). Подскажите, может я что-то неправильно делаю?
Когда я собственно в потоке (медитирую) я продолжаю следить за дыханием. Я начинаю видеть с закрытыми глазами некое тёмное пространство. Но за дыханием слежу. Иногда я меняю точки визуализации (когда надоедает), перехожу с внимания на ноздрях, на точку (третий глаз) и представляю как воздух выходит из него и обратно, бывает представляю как точка переносится с области головы вниз к животу.
Вот собственно описание этапов при медитации.
На первой ступени медитации, (уровень савикальпа самадхи в йоге) медитирующий переживает однонаправленность внимания, восторг, пробегающий волна за волной мурашками по всему телу, и блаженство, по переживанию схожее с оргазмом, но более тонкое, ровное и глубокое состояние. С вхождением в первую дхьяну импульсы, исходящие от тела и органов чувств, пропадают. Мысли еще появляются, но уже не мешают. Однако еще может происходить отвлечение внимания на них и после — повторное возвращение к дхьяне.
Вторая стадия медитации отличается от первой тем, что исчезает отвлечение на мысли и повторный возврат к «дхьяне» (медитации).
На третьей стадии медитации, чтобы двигаться еще глубже, внимание практика отвлекается от ощущения восторга, который в столь глубоком состоянии воспринимается, как одна из форм избыточного возбуждения на общем фоне сознания.
На четвертой стадии медитации практик отвлекается также и от блаженства, поглощаясь еще более глубокой однонаправленностью на объект медитации.
Четвертая стадия медитации характеризуется постепенным угасанием дыхания вплоть до ощущения его полного прекращения. Когда мы дышим, мы вбираем в себя необходимую для тела энергию из пространства. И чем чище наши каналы, тем меньше воздуха нам нужно, и тем более спокойным становится наше дыхание.
На пятой стадии медитации происходит прорыв. Если на первых четырех стадиях для практики был необходим объект, то с началом пятой «дхьяны» восприятие углубляется настолько, что исчезает восприятие любого рода формы, и медитирующий входит в безобъектную недвойственную реальность нирвикальпа самадхи, в которой переживает пустотное бесконечное пространство. Медитация к этому времени достигает совершенства и нерушимости. Уровень пятой дхьяны — это уровень настоящего мастера.
Шестая стадия медитации характеризуется выходом за пределы пространства в бесконечное осознание. Этот переход осуществляется переключением внимания с осознания бесконечного пространства на само бесконечное осознавание.
Седьмая стадия медитации соответствует уровню чистого бытия буддийской нирваны. Во время седьмой дхьяны сознание хоть и не исчезает, но уже прекращает свою деятельность, что происходит, когда фактор осознавания различается, как несуществующий (см. статью «Реальности не существует»). На этом этапе медитации практикующий может ощутить, что факт восприятия (пустоты) сам по себе является препятствием. И отсутствие восприятия как такового будет еще более глубоким уровнем умиротворения.
Восьмая стадия медитации — состояние «ниродхи» - ни существования, ни отсутствия существования.
В буддизме нирвана считается глубочайшим из возможных состояний. Разделение же на седьмую и восьмую стадии медитации в учении «Вишуддхи Магга» произошло по той причине, что в нирване, еще присутствует некое сознание, переживающее пустоту, в восьмой же дхьяне исчезает даже это сверхтонкое сознание.
Некоторые тексты утверждают, что седьмая стадия медитации не является уровнем нирваны, так как полный уход сознания в нирвану осуществляется единожды и навсегда, ибо на этом уровне теряется связь с психикой. Однако есть мнение, что даже из нирваны возможен «выход» и возвращение к форме.
На самом деле, мы должны всегда помнить, что теоретическая сторона не столь важна, как практическая, ибо она может быть какой угодно в зависимости от традиции, восприятия и других факторов. Путаница в терминологии не должна вызывать никаких волнений. В практике разных людей, в зависимости от их кармы, могут проявляться разные аспекты углубления медитации. То, что вследствие коллективной кармы является типичным для одной школы, может оказаться необыкновенным для другой. Например, развитие и переход по стадиям медитации может происходить нелинейно (одна дхьяна за другой вплоть до переживания бесконечности), а тотально, когда ваша практика начинается с еле ощутимого переживания бесконечной скорости, которая по мере углубления медитации будет разворачиваться как переживание бесконечности. То есть вы сразу же сталкиваетесь с результатом, в его пока еще «семенной» форме, и вся дальнейшая практика медитации является своеобразным пестованием этого семени.
Высший пилотаж практики медитации — это «сахаджа самадхи», пребывание в чистом сознании всегда, независимо от сидячей медитации, даже в любых проявлениях повседневной деятельности.
Как достичь 4го этапа? Или всё придёт с опытом? Вроде вхожу в поток - сердцебиение не замедляется. Становлюсь спокойным - да, не реагирую на звуки - да, но сердце как стучало быстро так и стучит. Ничего не понимаю. Я уже пробовал и медленно дышать, и обычно, а результат такой - концентрация на дыхании, образы возникшие в результате медитации. И всё. Конечно лучше всего чувствую, лучше потом думаю после медитации, это всё классно. Но хочется достичь большего!