Высшие состояния в медитации

Список форумов Теория и практика ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Описание: Обсуждаем практику с позиции личного опыта.

#1 Master Bo » 12.12.2017, 19:48

Здравствуйте, уважаемые форумчане! Хотел поделиться особенностями своей практики медитации. Скажу сразу что я новичок. Медитирую приблизительно три-четыре месяца.

Вообще я концентрирую внимание на дыхании. Представляю образно ноздри, нос и воздух, который туда то входит то выходит. Через минут двадцать я вхожу в поток. Следить за дыханием становится проще, само дыхание уже не слышно, тело расслабляется, ум успокаивается. Возникают зрительные ассоциации/образы в такт дыханию. Но меня интересует другое. Как ввести себя в такое состояние когда я вообще не буду ничего не слышать, не чувствовать даже своего тела? Пару раз у меня было такое состояние, когда я даже не слышал биения сердца (вернее слышал, но оно билось очень медленно). Подскажите, может я что-то неправильно делаю?

Когда я собственно в потоке (медитирую) я продолжаю следить за дыханием. Я начинаю видеть с закрытыми глазами некое тёмное пространство. Но за дыханием слежу. Иногда я меняю точки визуализации (когда надоедает), перехожу с внимания на ноздрях, на точку (третий глаз) и представляю как воздух выходит из него и обратно, бывает представляю как точка переносится с области головы вниз к животу.

Вот собственно описание этапов при медитации.

На первой ступени медитации, (уровень савикальпа самадхи в йоге) медитирующий переживает однонаправленность внимания, восторг, пробегающий волна за волной мурашками по всему телу, и блаженство, по переживанию схожее с оргазмом, но более тонкое, ровное и глубокое состояние. С вхождением в первую дхьяну импульсы, исходящие от тела и органов чувств, пропадают. Мысли еще появляются, но уже не мешают. Однако еще может происходить отвлечение внимания на них и после — повторное возвращение к дхьяне.

Вторая стадия медитации отличается от первой тем, что исчезает отвлечение на мысли и повторный возврат к «дхьяне» (медитации).

На третьей стадии медитации, чтобы двигаться еще глубже, внимание практика отвлекается от ощущения восторга, который в столь глубоком состоянии воспринимается, как одна из форм избыточного возбуждения на общем фоне сознания.

На четвертой стадии медитации практик отвлекается также и от блаженства, поглощаясь еще более глубокой однонаправленностью на объект медитации.

Четвертая стадия медитации характеризуется постепенным угасанием дыхания вплоть до ощущения его полного прекращения. Когда мы дышим, мы вбираем в себя необходимую для тела энергию из пространства. И чем чище наши каналы, тем меньше воздуха нам нужно, и тем более спокойным становится наше дыхание.

На пятой стадии медитации происходит прорыв. Если на первых четырех стадиях для практики был необходим объект, то с началом пятой «дхьяны» восприятие углубляется настолько, что исчезает восприятие любого рода формы, и медитирующий входит в безобъектную недвойственную реальность нирвикальпа самадхи, в которой переживает пустотное бесконечное пространство. Медитация к этому времени достигает совершенства и нерушимости. Уровень пятой дхьяны — это уровень настоящего мастера.

Шестая стадия медитации характеризуется выходом за пределы пространства в бесконечное осознание. Этот переход осуществляется переключением внимания с осознания бесконечного пространства на само бесконечное осознавание.

Седьмая стадия медитации соответствует уровню чистого бытия буддийской нирваны. Во время седьмой дхьяны сознание хоть и не исчезает, но уже прекращает свою деятельность, что происходит, когда фактор осознавания различается, как несуществующий (см. статью «Реальности не существует»). На этом этапе медитации практикующий может ощутить, что факт восприятия (пустоты) сам по себе является препятствием. И отсутствие восприятия как такового будет еще более глубоким уровнем умиротворения.

Восьмая стадия медитации — состояние «ниродхи» - ни существования, ни отсутствия существования.

В буддизме нирвана считается глубочайшим из возможных состояний. Разделение же на седьмую и восьмую стадии медитации в учении «Вишуддхи Магга» произошло по той причине, что в нирване, еще присутствует некое сознание, переживающее пустоту, в восьмой же дхьяне исчезает даже это сверхтонкое сознание.

Некоторые тексты утверждают, что седьмая стадия медитации не является уровнем нирваны, так как полный уход сознания в нирвану осуществляется единожды и навсегда, ибо на этом уровне теряется связь с психикой. Однако есть мнение, что даже из нирваны возможен «выход» и возвращение к форме.

На самом деле, мы должны всегда помнить, что теоретическая сторона не столь важна, как практическая, ибо она может быть какой угодно в зависимости от традиции, восприятия и других факторов. Путаница в терминологии не должна вызывать никаких волнений. В практике разных людей, в зависимости от их кармы, могут проявляться разные аспекты углубления медитации. То, что вследствие коллективной кармы является типичным для одной школы, может оказаться необыкновенным для другой. Например, развитие и переход по стадиям медитации может происходить нелинейно (одна дхьяна за другой вплоть до переживания бесконечности), а тотально, когда ваша практика начинается с еле ощутимого переживания бесконечной скорости, которая по мере углубления медитации будет разворачиваться как переживание бесконечности. То есть вы сразу же сталкиваетесь с результатом, в его пока еще «семенной» форме, и вся дальнейшая практика медитации является своеобразным пестованием этого семени.

Высший пилотаж практики медитации — это «сахаджа самадхи», пребывание в чистом сознании всегда, независимо от сидячей медитации, даже в любых проявлениях повседневной деятельности.

Как достичь 4го этапа? Или всё придёт с опытом? Вроде вхожу в поток - сердцебиение не замедляется. Становлюсь спокойным - да, не реагирую на звуки - да, но сердце как стучало быстро так и стучит. Ничего не понимаю. Я уже пробовал и медленно дышать, и обычно, а результат такой - концентрация на дыхании, образы возникшие в результате медитации. И всё. Конечно лучше всего чувствую, лучше потом думаю после медитации, это всё классно. Но хочется достичь большего!
Политику обсуждают те, у кого нет жизни.
Master Bo M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 5
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 12.12.2017
Традиция: Тхеравада

  • 1

#2 Maksim Furin » 12.12.2017, 20:22

Сейчас вам тут всё расскажут, подождите. :lol:
Скрытый текст
Скорее всего тут вы не найдёте себе квалифицированной помощи и наставлений по практике созерцания как такового. Но если вы не знаете азы, или вовсе не знакомы с содержанием Учения Будды, то полезное почерпнёте.
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Днепр
Репутация: 938
Сообщения: 783
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

#3 zRo » 12.12.2017, 20:26

Metalove is metta
zRo M
Аватара
Откуда: Сосновый Бор/Санкт-Петербург
Репутация: 1092
Сообщения: 799
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#4 Master Bo » 12.12.2017, 20:27

У меня только перед сном одни переливающиеся пятна после медитаций. Еле заснул. :lol: Закрываю глаза а там всё светится.
Политику обсуждают те, у кого нет жизни.
Master Bo M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 5
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 12.12.2017
Традиция: Тхеравада

  • 1

#5 EvgeniyF » 12.12.2017, 20:44

Master Bo писал(а):
Как достичь 4го этапа? Или всё придёт с опытом? Вроде вхожу в поток - сердцебиение не замедляется. Становлюсь спокойным - да, не реагирую на звуки - да, но сердце как стучало быстро так и стучит. Ничего не понимаю. Я уже пробовал и медленно дышать, и обычно, а результат такой - концентрация на дыхании, образы возникшие в результате медитации. И всё. Конечно лучше всего чувствую, лучше потом думаю после медитации, это всё классно. Но хочется достичь большего!

Из своего опыта могу сказать, проблема в том, что есть желание достичь большего. Это желание сансарическое, желание наслаждения и удовольствия от медитации. Эти описанные этапы являются как бы объяснением того, что произойдет, но к этому не стоит именно стремиться. Вы просто сохраняйте сосредоточение и со временем все само произойдет в нужном месте и в нужное время. И тогда Вы узнаете, что достигли такой-то и такой-то стадии.

В общем, советую отбросить стремление получить удовольствие/наслаждение.
EvgeniyF
Репутация: 13
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 12.12.2017
Традиция: Дзэн

#6 Maksim Furin » 12.12.2017, 21:12

Master Bo, может это фосфены, которые стали более заметны?
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Днепр
Репутация: 938
Сообщения: 783
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

#7 Master Bo » 12.12.2017, 23:00

Maksim Furin писал(а):Master Bo, может это фосфены, которые стали более заметны?
Да вряд ли. Они у меня появляются обычно во время медитации и ещё некоторое продолжительное время после неё.
Политику обсуждают те, у кого нет жизни.
Master Bo M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 5
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 12.12.2017
Традиция: Тхеравада

#8 Master Bo » 12.12.2017, 23:02

EvgeniyF писал(а):Из своего опыта могу сказать, проблема в том, что есть желание достичь большего. Это желание сансарическое, желание наслаждения и удовольствия от медитации. Эти описанные этапы являются как бы объяснением того, что произойдет, но к этому не стоит именно стремиться. Вы просто сохраняйте сосредоточение и со временем все само произойдет в нужном месте и в нужное время. И тогда Вы узнаете, что достигли такой-то и такой-то стадии.

В общем, советую отбросить стремление получить удовольствие/наслаждение.
Спасибо большое за совет. Думаю всё придёт со временем. Уже как для себя заметил положительное влияние медитации. Нет навязчивых мыслей всяких, не зацикливаюсь на идеях разных, стал спокойнее относится к критике, не так болезненно реагирую на звуки как раньше. И настроение становится спокойным, что не может меня не радовать. :yes:
Политику обсуждают те, у кого нет жизни.
Master Bo M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 5
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 12.12.2017
Традиция: Тхеравада

#9 Ringelblume » 13.12.2017, 01:46

Master Bo писал(а):Вот собственно описание этапов при медитации.

Из какой книги отрывок Вы приводили?

То, что описано как четвертый этап, приходит само и может быть и третим этапом. Визуальный образ может быть нимита, что по моему мнению, является следствием электрической активности мозга в зрительном центре.

Занимаясь медитацией, крайне необходимо плотно практиковать самма вайама ( усилия) в повседневной жизни.

Это все просто мое мнение.
Ringelblume
Репутация: 89
Сообщения: 173
Зарегистрирован: 10.09.2016
Традиция: Нет

#10 Master Bo » 14.12.2017, 16:59

А что такое безобъектная недвойственная реальность (пустотное бесконечное пространство)? Кто-то ощущал подобные переживания?
Политику обсуждают те, у кого нет жизни.
Master Bo M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 5
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 12.12.2017
Традиция: Тхеравада

#11 qwerty » 14.12.2017, 19:20

Master Bo писал(а):А что такое безобъектная недвойственная реальность (пустотное бесконечное пространство)? Кто-то ощущал подобные переживания?

Ваша инструкция неверная, где её взяли? Вот правильная, повторяющаяся во многих суттах:
"Неутомимое усердие было зарождено во мне, и утверждена неослабевающая осознанность. Моё тело было безмятежным, не имеющим взволнованности. Мой ум был сосредоточенным и собранным.
Будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от неблагих состояний [ума], я вошёл и пребывал в первой джхане, которая сопровождается направлением и удержанием [ума на объекте медитации], с восторгом и удовольствием, которые возникли из-за [этой] отстранённости.
С угасанием направления и удержания [ума на объекте], я вошёл и пребывал во второй джхане, в которой наличествуют внутренняя уверенность и единение ума, в которой нет направления и удержания, но есть восторг и удовольствие, которые возникли посредством сосредоточения.
С угасанием восторга я пребывал невозмутимым, осознанным, бдительным и ощущал приятное телом. Я вошёл и пребывал в третьей джхане, о которой Благородные говорят так: «Он невозмутим, осознан, пребывает в удовольствии».
С оставлением удовольствия и боли, равно как и с предыдущим угасанием радости и недовольства, я вошёл и пребывал в четвёртой джхане, которая ни-приятна-ни-болезненна, характерна чистейшей осознанностью из-за невозмутимости."
Традиция у Вас тхеравада, а читаете что попало.
qwerty
Репутация: 148
Сообщения: 367
Зарегистрирован: 31.03.2014
Традиция: Нет

#12 Master Bo » 14.12.2017, 19:37

qwerty писал(а):Ваша инструкция неверная, где её взяли? Вот правильная, повторяющаяся во многих суттах:
Понятно. У сектанта кроме критиканства в голове пусто. Не вам решать и говорить что "правильно", а что "не правильно". Все учения говорят об одном и том же. Сомневаюсь что вы вообще знаете что такое медитация.
Политику обсуждают те, у кого нет жизни.
Master Bo M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 5
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 12.12.2017
Традиция: Тхеравада

#13 qwerty » 14.12.2017, 20:22

Master Bo писал(а):]Понятно. У сектанта кроме критиканства в голове пусто. Не вам решать и говорить что "правильно", а что "не правильно".

Сомнительное заявление тхеравадина о суттах.
qwerty
Репутация: 148
Сообщения: 367
Зарегистрирован: 31.03.2014
Традиция: Нет

  • 2

#14 zRo » 14.12.2017, 21:22

Понятно. У сектанта кроме критиканства в голове пусто. Не вам решать и говорить что "правильно", а что "не правильно". Все учения говорят об одном и том же. Сомневаюсь что вы вообще знаете что такое медитация.

слишком толсто
Metalove is metta
zRo M
Аватара
Откуда: Сосновый Бор/Санкт-Петербург
Репутация: 1092
Сообщения: 799
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#15 Master Bo » 14.12.2017, 22:32

Не понимаю товарищей, которые хвалят только своё, а другое игнорируют. Чтобы понять суть вещей не хватает одного учения. А вы как православные бабки критикуете всё что не входит в ваши рамки и представления. Хотя практика медитации берет своё начало ещё с индуизма и отличий нет для практикуюшего. Но для узколобых хаятелей, которые отсеивают всё по принципу "своё" - "чужое" этого не понять.

Да, я тхеравадин, но я не обливаю грязью другие религии, как это делаете вы.
Политику обсуждают те, у кого нет жизни.
Master Bo M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 5
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 12.12.2017
Традиция: Тхеравада

#16 Master Bo » 14.12.2017, 22:40

Если на мой вопрос не последовало ответа. Ответа не цитатой из сутт, а собственные ощущения из опыта практикующего, то это ваши проблемы. И прежде чем что-то критиковать, удосужтесь хотя бы изучить Буддийскую Теорию. Если вы считаете себя тхеравадином. А то такое впечатление что тут сидят одни толстые тролли.

Сама́дхи (от санскр. समाधि, samādhi IAST — «целостность, объединение; осуществление, завершение; собранность; совершенство») — в индуистской и буддийской медитативных практиках — состояние, при котором исчезает сама идея собственной индивидуальности (но не сознание) и возникает единство воспринимающего и воспринимаемого. Самадхи есть то состояние просветления, достигаемое медитацией, которое выражается в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутренним и внешним мирами (субъектом и объектом), слиянии индивидуального сознания как микрокосма, с космическим абсолютом, как макрокосмом. Самадхи — последняя ступень восьмеричного пути (благородный восьмеричный путь), подводящая человека вплотную к нирване.

Опишите мне ощущения состояния бесконечного пространства пустоты (самадхи), будьте добры. А нет, то и не говорите ерунду. Сутты я читал, но там ничего конкретно про это состояние не написано в деталях.
Политику обсуждают те, у кого нет жизни.
Master Bo M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 5
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 12.12.2017
Традиция: Тхеравада

#17 Master Bo » 14.12.2017, 22:50

Все стадии дхьяны были открыты Буддой Шакьямуни и включают в себя четыре «образные» стадии (рупа) и четыре-пять «безо́бразных» сверхтонких стадий (арупа), часто обозначаемых как самапатти и относящихся к мирам «сферы вне форм и цветов» (арупа-дхату). Подробнее стадии характеризуются следующим образом[4][1]:

На первой дхьяне происходит сосредоточение последователя на объекте и уничтожение внутренних привязанностей, отвлекающих от сосредоточения: эмоционального влечения или неприязни к объекту, пониженной или повышенной активности и сомнений в правильности и действенности практики. В качестве результата последователь замечает, как объект возникает в сознании (витарка) и «саморазворачивается» (вичара). На данной стадии в сознании последователя также возникает восторг (пити) и радость (сукха).
На второй дхьяне витарка и вичара исчезают, сознание продолжает концентрироваться ещё более глубоко. Восторг и радость сохраняются. Исчезает привязанность к моделям мышления.
На третьей дхьяне концентрация (самадхи) трансформируется в «уравновешенность и внимательность». Исчезает восторг, «выцветая» в радость.
На четвёртой дхьяне последователь достигает пробуждения или бодхи, а также достигает освобождения от страданий (духкха) и удовольствий (сукха). Данная стадия также называется в текстах стадией «законченного совершенства умиротворения и осознавания» (упеккха-сати-парысуддхи). На данной стадии реализуемо постижение праджни с помощью наивысших «ясности и различающей способности сознания (випашьяны)». Также считается, что на данной стадии буддист может обрести различные сверхспособности (см. Магия и буддизм).
Пятая стадия бесконечного пространства и последующие дхьяны связаны с «углублением концентрации сознания» и «утратой за ненадобностью его различающей способности» по причине уменьшения числа объектов для различения.
Стадия бесконечности восприятия или бесконечного сознания.
Стадия абсолютного ничто («осознание того, что в созерцаемом мире ничего нет»).
Стадия невосприятия и не не-восприятия (невосприятие «неба» не присутствием и не отсутствием сознания).
Стадия прекращения сознания и ощущения (самджня-ведана-ниродха), ведущая к «полному прекращению (ниродха-самапатти) волнений дхармо-частиц».
Политику обсуждают те, у кого нет жизни.
Master Bo M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 5
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 12.12.2017
Традиция: Тхеравада

  • 2

#18 Temporary » 14.12.2017, 22:56

Master Bo писал(а):Чтобы понять суть вещей не хватает одного учения.
Только так, через одно учение, оно и происходит. Так что это: "Все учения говорят об одном и том же." - в крайней степени не верно.
Master Bo писал(а):Да, я тхеравадин, но я не обливаю грязью другие религии, как это делаете вы.
Вы правы, грязью обливать не стоит. Но причисляя себя к определенной религии человек признает, что она одна единственно верная и истинная, а остальные - ложные. И такой человек может и должен отстаивать свои взгляды, указывать на недостатки других учений и критиковать их, если это надо.
Master Bo писал(а):Если на мой вопрос не последовало ответа. Ответа не цитатой из сутт, а собственные ощущения из опыта практикующего, то это ваши проблемы. И прежде чем что-то критиковать, удосужтесь хотя бы изучить Буддийскую Теорию. Если вы считаете себя тхеравадином. А то такое впечатление что тут сидят одни толстые тролли.
Уж если Вы считаете себя тхеравадином, то должны опираться на сутты и тхеравадинскую традицию. Вам выше каноничную цитату Будды привели про ощущения в джханах. А то что у вас в топике темы действительно что попало, ибо не совпадает с каноном и напутано там все.
Есть страдание, нет страдающего.
Temporary
Репутация: 111
Сообщения: 120
Зарегистрирован: 01.09.2015
Традиция: Тхеравада

  • 2

#19 Temporary » 14.12.2017, 23:04

Master Bo писал(а):У сектанта кроме критиканства в голове пусто. Не вам решать и говорить что "правильно", а что "не правильно". Все учения говорят об одном и том же.
Последователь Будды, принявший прибежище в Трех Драгоценностях, не может признать кого либо кроме него своим главным учителем, и какое либо учение выше Дхаммы или равным ей.
Есть страдание, нет страдающего.
Temporary
Репутация: 111
Сообщения: 120
Зарегистрирован: 01.09.2015
Традиция: Тхеравада

#20 qwerty » 15.12.2017, 08:20

Master Bo писал(а):Не понимаю товарищей, которые хвалят только своё, а другое игнорируют. Чтобы понять суть вещей не хватает одного учения. А вы как православные бабки критикуете всё что не входит в ваши рамки и представления. Хотя практика медитации берет своё начало ещё с индуизма и отличий нет для практикуюшего. Но для узколобых хаятелей, которые отсеивают всё по принципу "своё" - "чужое" этого не понять.

Да, я тхеравадин, но я не обливаю грязью другие религии, как это делаете вы.

Скорая помощь для Вас - наставления.
qwerty
Репутация: 148
Сообщения: 367
Зарегистрирован: 31.03.2014
Традиция: Нет

След.

Вернуться в ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 3 гостя