Я же писал не отсутствие нравственности (безнравственность), а не идеальная нравственность. Это разные вещи. Дхьяна сама по себе не очищает омрачения полностью. Человек еще может испытывать негативные эмоции - гнев,привязанности и т.д. Другой вопрос, что скорее всего он их будет контролировать и не будет проявлять и идти у них на поводу.
Я понял, но уже ответил - что в рассматриваемом случае одно и то же, потому что у того, у кого джхана - у того нравственность именно что идеальна. Более того, она идеальна может быть даже задолго до джханы (см. вступившего в поток). Насчёт "омрачений" и "нравственности" - это совсем не одно и то же. Нравственность означает конкретные намеренные поступки - омрачения же куда из более глубинной области ума.
Можно без личных подробностей, но, до этого у человека никаких проблем не было? По какой методике он практиковал? Был ли учитель у него?
Насколько я знаю - никто никогда ни про какие проблемы у него не знал. Я с ним лично много общался в своё время - был адекватным, заинтересованным буддистом. Что и как он практиковал я не знаю - он постригся и, как и свойственно многим западным неофитам, сразу же взялся за крутейшие практики, аскезу, чистейшее соблюдение Винаи, затворничество и так далее. Ну, и как говорит Будда в сутте ниже, "утонул".
Было бы неплохо, если бы кто-то поделился что же он там практиковал, раз ум стал омраченнее? Вообще, дело не в наполнении ума (негативные эмоции и т.д.), а в их восприятии и освобождении, медитация же не замещает негативные эмоции позитивными, а дает ясное видение, в том числе, способное освобождать негативные переживания (ну, как это должно быть).
Я на своём немалом медитативном опыте, и на схожем опыте других людей, которые много занимались и с которыми я лично общался, могу сказать так - интенсивная медитация приводит к своего рода высвобождению неких внутренних пластов сознания, которые обычно недоступны и редко или слабо проявляются - в результате чего привычное сознание целиком или сильно ими заполняется. Очень часто это именно негативное, а не позитивное заполнение - отсюда, очевидно, и негативные последствия у многих медитаторов (см. статью выше). Один человек мне говорил, что после длительного ретрита его буквально трясло от злобы из-за того, что (цитирую его дословно) "листья зелёные". Полагаю, Будда призывает тщательно очистить сознание посредством практики "sila" как раз для того, чтобы эти глубинные разрушительные тенденции сошли на нет естественным образом, в противном же случае медитация будет либо неэффективной, либо вредоносной. Собственно, полезная сутта на этот счёт: http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an10_99-upali-sutta-sv.htm