Випашьяна, випассана и все о ней!

Список форумов Инфо ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Описание: Любые вопросы от интересующихся буддизмом.

#1 Alexey » 31.12.2017, 12:18

Пришел к выводу, что не понимаю что такое випассана и чем она отличается от шаматхи. Практиковал випассану по Гоенке, Махаси Саядо. Там и там присутствует сосредоточение (сканирование тела или наблюдение дыхания и отвлечений). Не понимаю где в этом процессе випассана и в чем отличие от шаматхи (например классическая анапана).
Помогите пожалуйста раскрыть вопрос.
Alexey
Репутация: 0
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 28.12.2017
Традиция: Тхеравада

  • 5

#2 SV » 31.12.2017, 12:28

В буддийских текстах "випассана" и "саматха" всегда идут в одном контексте рядом друг с дружкой. Это не какие-то "отдельные техники", как принято ошибочно нынче считать, а две стороны одной медали единой практики, где випассана (видение-как-есть) означает аспект наблюдения, созерцания, рассмотрения, анализа, а саматха (успокоение) означает собранность, покой, сосредоточенность, безмятежность, не-отвлечение. Вот так всё просто и понятно. В любой успешной медитации должны присутствовать оба эти аспекта. Допускается, что один из них может развиваться более интенсивно и ему может уделяться больше внимания - но в итоге должен произойти баланс, равновесие - для каких-то подвижек и дальнейших результатов.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#3 Alexey » 31.12.2017, 12:40

SV писал(а):В буддийских текстах "випассана" и "саматха" всегда идут в одном контексте рядом друг с дружкой. Это не какие-то "отдельные техники", как принято ошибочно нынче считать, а две стороны одной медали единой практики, где випассана (видение-как-есть) означает аспект наблюдения, созерцания, рассмотрения, анализа, а саматха (успокоение) означает собранность, покой, сосредоточенность, безмятежность, не-отвлечение. Вот так всё просто и понятно. В любой успешной медитации должны присутствовать оба эти аспекта. Допускается, что один из них может развиваться более интенсивно и ему может уделяться больше внимания - но в итоге должен произойти баланс, равновесие - для каких-то подвижек и дальнейших результатов.

Уважаемый SV, проясните пожалуйста на практическом примере. Например я выполняю практику по Махаси Саядо. Наблюдаю дыхание, движение брюшной стенки. Все ресурсы задействованы на удержание внимания на этом, отмечание отвлечений и возврат к основному упражнению. В этом состоянии мне некогда анализировать. рассматривать. Все что я делаю, это фиксируюсь на ощущении. Это является випассаной? В какой момент это випассана, а в какой саматха?
Alexey
Репутация: 0
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 28.12.2017
Традиция: Тхеравада

  • 3

#4 The Коля » 31.12.2017, 17:07

А чтобы фиксироваться на ощущениях вам приходиться постоянно следить за собственным умом. Отвлечен он или не отвлечен, чем он занят в данный конкретный момент, чем наполнены мысли: объектом медитации, успокаивающими образами, медитативной работой или злыми, алчными, невежественными мыслями.
Наконец, вы фиксируете что? Познание, осознавание, восприятие, осмысление объекта, ведь так? Все это випассана, различение дхамм.

Випассана направленная на познание трех характеристик, зависимого возникновения рождает мудрость, но для глубокого постижения нужна джхана (четвертая как лучший вариант). По этому мы направляем випассану в начале на развитие джханы и собранности ума. От части, на укрепление правильных воззрений путем аналитического рассмотрения (и это тоже випассана).

А уже потом, выносим ее на более высокий уровень на базе джханы.
The Коля

#5 ura1 » 01.01.2018, 17:42

Alexey писал(а):....Все что я делаю, это фиксируюсь на ощущении. Это является випассаной? В какой момент это випассана, а в какой саматха
аналитическое рассмотрение возможно тогда когда установлен покой в уме, в этой "прозрачности" ума возможно наблюдать, до этого момента усиия (или без усилия) напрвляются на успокоение ума.Фиксация внимания (4 основы осознанности) необходима для того чтобы отвязать (внимание) ум от внешних обьектов , т.е. "направить" его внутрь и далее привести в состояние покоя
1+ 000000000000000000000000000000000000000000..............
ura1 M
Аватара
Откуда: с юга
Репутация: 115
Сообщения: 1066
Зарегистрирован: 07.03.2015
Традиция: Нет

#6 Alexey » 01.01.2018, 19:59

Спасибо The Коля,

Вот это уже близко, я почти понял!

Воспринимать - это например я смотрю на ощущение движение стенки живота. Простой акт восприятия, наблюдения. Никакого понимания, простое наблюдение. Это саматха, верно?

Понимать - это я понимаю. Вдох (движется вверх, я это понимаю, вверх, вверх) - выдох (движется вниз, вниз-вниз) - пауза. Это можно делать без слов, можно со словами (как у Махаси Саядо). В этом присутствует и саматха и випассана, верно?

Если написать ёмко, то випассана - это "различение дхамм". Это ключевая фраза, которая на меня подействовала.

Отвлекся-понял что отвлекся (осознал) это випассана. Можно еще классифицировать (мечты, воспоминания и тд, как у уважаемого Махаси Саядо). Еще глубже осознать и понять куда ушел ум.

Если я все верно понял, то это сильно меняет понимание инструкций практики. Чистая саматха очень груба, механистична, хотя она ведет к джхане, но по сути именно буддийского постижения взаимозависимости не будет. А без хорошей саматхи не будет качественной випассаны, тк ум просто не сможет понимать происходящее.

Поэтому, хотя они идут рядом, надо уделять время тому и другому. Если сосредоточить все силы на випассане, то саматха тоже растет, а если только на саматхе то випассана не растет...
Alexey
Репутация: 0
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 28.12.2017
Традиция: Тхеравада

  • 3

#7 Styeba » 03.01.2018, 00:58

На практике не знаком с этой техникой, могу проиллюстрировать на примере из школы Гоенки. В этой технике вначале следует научиться длительное время без отвлечений удерживать восприятие на нижней части носовой перегородки, где нос смыкается с губой. При достаточном опыте можно это удерживать буквально часами без отвлечения, но технически приступать к випассане можно уже с уверенного удержания в течение по крайней мере 2 минут. Для этого отделяете ощущения от движения воздуха в этом участке тела от остальных ощущений, и концентрируетесь только на других (вначале полезно просто несколько секунд не дышать и ловить эти ощущения). Именно тогда и начинается випассана. Если я правильно понял, у вас пока идет собственно шаматха. В випассане задача другая - воспринимать любые ощущения, не реагируя, не пытаясь что-либо изменить или выбрать, но это сложная задача, которую на самом деле можно понять только на практике. У Махаси Саядо это достигается осознаванием при ходьбе (на самом деле, потрясающе эффективным, с ним я имел дело в другой школе).
Да пребудет с вами Сила! А также Самадхи и Паньня!
Styeba
Аватара
Репутация: 164
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 16.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#8 Styeba » 03.01.2018, 01:04

Фактически попробую объяснить с другой стороны. При випассане присутствует ощущение настоящего момента. И его поймать и обучиться очень легко и просто как раз при сатипаттхане на ходьбе.
Кстати, при этом упражнении очень легко заметить результат - когда вы ходите долгое время, казалось бы человек должен желать остановиться и отдохнуть, но для того, чтобы его прекратить, надо приложить изрядное волевое усилие, вам легче продолжать.
Да пребудет с вами Сила! А также Самадхи и Паньня!
Styeba
Аватара
Репутация: 164
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 16.10.2013
Традиция: Тхеравада

#9 Alexey » 03.01.2018, 15:40

Styeba писал(а):При випассане присутствует ощущение настоящего момента.

Спасибо, это то что нужно! :)
В саматхе действительно пропадет настоящий момент, в саматхе ощущение как будто смотришь телевизор (ощущени поглощенности и опоры на объект, другое как бы исчезает)
Alexey
Репутация: 0
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 28.12.2017
Традиция: Тхеравада


Вернуться в ВОПРОСЫ ОТ НОВИЧКОВ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: АнтонНМ и 44 гостей