Также как звук проявляет себя на фоне тишины, также как движение проявляет себя на фоне неподвижности, буква на фоне листа, запах на фоне отсутствия запаха, боль на фоне отсутствия боли, Самсара на фоне Ниббаны.
Ну это всё индуистские воззрения. Где Ниббана, по сути, становиться синонимом Брахмана (первооснова всех вещей и феноменов). Это распространённый подход к её трактовке, но который к сожалению нигде не находит достаточного основания. Как по мне это подобно тому как если бы речь зашла о том что макароны остыли и особо поэтичные натуры начали бы размышлять о том, что отсутствие в них тепла, это основа и макаронов, и тарелки, и вообще всего.
Являетмя их сердцем.
Ещё раз. Ниббана не Абсолют, не мировая душа. Это не источник всего и не его основа. Хотите доказать обратное, я жду ваших аргументов и цитат из канона.
также как свет не может осветить лампочку из которой он светит или ладонь не может хлопнуть саму себя.
Это какие-то перефразированные речи про атман который сам себя не может наблюдать?
Ака́ша (санскр. आकाश, ākāśa IAST, букв. «видимость», "пространство") — в индийских религиях — особый вид пространства, приблизительно соответствующий европейскому понятию «эфир»; в феноменологии — «первоначальный импульс, начало проявления».
Считается одной из первооснов материального мира, одним из Панчамахабхуты — Пяти основных элементов. В Сиддха-сиддханта паддхати перечисляются следующие основные качества акаши: пустотность, непрерывность, неосязаемость, синий цвет, шабда (звук).
Также акаша является одной из 9 субстанций (дравья) вайшешики.
В человеке акаша проявляется в частности в виде тонкой звуковой вибрации нада.
Если это тот ниббана который реальность то да.
Ниббана она одна. Даже когда мы условно говорим о Ниббане с остатком и о Ниббане без остатка то природа этой Ниббаны не отличается в первом и втором случае. Это реальность. И это реальность
прекращения. А не реальность как какой-то план бытия\существования или чего-то подобного. Не гипер пространство.
- Скрытый текст
- Ниббан можно (по крайней мере, Леди Саядо так делает) насчитать и пять - но каждая из них, это именно прекращение без последующего возникновения (и, поскольку каждая из них едина по своей природе с другими, по сути дела всё это - одна и та же Ниббана), а не какое-то состояние, не какое-то пребывание (как у Вас).
Вот они, собственно: 1) окончательное освобождение от склонности считать пять совокупностей собой, или своими, или себя находящимся в них, или их находящимися в себе, от неуверенности в отношении каммы, в отношении Будды, в отношении Дхаммы, в отношении Сангхи, от привязанности к небуддийским правилам и ритуалам 2) необратимое уменьшение влечения к чувственным удовольствиям и злонамеренности 3) окончательное прекращение влечений к чувственным удовольствиям и злонамеренности 4) окончательное прекращение влечения к тому, что переживается в джханах, самомнения, волнений, неведения 5) прекращение кхандх последнего существования.
И каждая из них переживается как освобождение, как успокоение, как блаженство, как достижение нерушимого убежища - о чём разными способами и говорил Будда.
Это существование может обнаружить эту реальность "угаснув с остатком".
Существование угаснув что-то обнаруживает? Вы о Ниббане без остатка говорите? Ну там уже просто нет средств что бы что-то обнаруживать. То, чем обнаруживается что-либо угасает. Даже сознание пути\плода, которым Ниббана познаётся при жизни, угасает.
Прекращение жажды-это одно.
Угасание потока обусловленного. Это одна ниббана что встречается в Каноне.
А реальность, сфера, за пределами обусловленного-это другое. Другая ниббана.
Ну как бы нет. Вообще довольно интересные синхронизмы, по сути на соседнем форуме недели три назад подняли один вопрос не далеко отстоящий от данной темы. В итоге и эту тему затронули и ещё кучу всего. 227 страниц обсуждения и ещё одна дочерняя тема тоже почти на 200 страниц. В подобном массовом побоище я не разу не участвовал. У вас тут вообще по домашнему уютно. Люблю вас. :3 Могу сбросить ссылку на эти обсуждения вам в лс, я думаю вам будет интересно почитать, если осилите конечно. Я бы по вылавливал для вас интересные цитаты и мнения, но я уже иссяк, да и прочёсывать заново столь необъятные темы довольно утомительно.