whateverpal писал(а):
- Скрытый текст
- Маха пуннама сутта«Учитель, как возникает воззрение о «личности»?
«Вот, монах, необученный заурядный человек, который не уважает Благородных, который неумелый и необученный в их Дхамме, который не уважает чистых людей, который неумелый и необученный в их Дхамме, считает что
* чувство – это «я»; или что
* «я» владеет чувством; или что
* чувство находится внутри «я»; или что
* «я» находится в чувстве.
Вот как возникает воззрение о «личности».
Не является ли ваше высказывание формой неверных взглядов, изложенных в Маха пуннама сутте, процитированной выше?
Нет, в сутте речь идет об "атта" и "саккайа", а не о "я" и "личности", это всё термины с довольно сильно не совпадающими смысловыми полями. Посмотрите в палийском тексте и в других переводах. Лично я бы "attā" не переводил на русский, лучше бы так и оставить "атта", это вполне конкретная концепция, так же как и буддийская "анатта". И вместо "личности" здесь тоже если выбирать русский перевод, то имхо больше подошло бы "индивидуальность".
Мое высказывание это правдивое сообщение о реальном опыте. Да, так и есть, мое "чувство я" по ходу практики только укрепляется, становится более основательным. Так и есть, человек зарождающий усердие в Дхамме - пребывает в счастье. Кто пребывает в счастье? (краткий ответ - "Я"), тот самый человек, который зарождает усердие в Дхамме. Но да, среди прочего, одно из условий пребывания в счастье - это понимание Учения, включая и преодоление неверных воззрений. В частности - неверных воззрений о неизменной индивидуальности. Если у меня нет воззрения о неизменной индивидуальности (а его нет), из этого не следует, что "нет меня", есть конечно.