zemlew писал(а): Просто почему так - из чего это следует? Какой аргумент против того, что раз нет ключевого звена цепи, то вся остальная цепь действует на Будду?
Так это как бы азы буддизма и того, чему учил Будда.
Потому, что по причине веведения срабатывают самскары, по причине самскар - сознание. По причине сознания - нама-рупа и т.д. вплоть до танхи, упаданы, бхавы.
Если нет танхи (и невежества), то не будет и дальнейшего существования в итоге.
Да, но есть же сострадание, воля, раз он принимал решения учить или нет и потом все же учил.
Этого мало для перерождения.
Но тут к пункту 1 возвращаемся - есть ли у Будды такая возможность при "желании"?
У Будды нет желаний как таковых. А вот неприятность сансары - есть. Поэтому он внял просьбам Брахмы Сахампати и учил людей пути, пока тело было живо.
Тоже читал об этом в суттах, но вот сейчас в голову пришло - раз он обладал определенными сиддхами, почему не мог это исправить?
Потому, что это свойство мира. Всё, что родилось - рано или поздно умрёт. Всё составное - распадётся. Об этом, собственно говоря, три характеристики существования и рассказывают.
С помощью иддхи Будда мог бы продлить свою жизнь ещё на аюкаппу т.е. на срок человеческой жизни. Однако ему самому это было ненужно. Сансара его тяготила. А тхера Ананда не догодался попросить об этом Будду.
Или сиддхи только имели ограниченное действие и это только в Махаяне есть такой момент как всеведение и т.д. (более широкие чудесные свойства)
Да, в махаяне иддхи Будды и высших бодхисатт очень сильно расширяются традицией. Например у них Будда в каждый момент времени обладает всеведением и знает всё и обо всём постоянно.
В тхераваде Будда может познать любой вопрос только в случае сосредоточения на нём, но не просто в каждый момент времени автоматически.