Чтобы сказать, чем видение Ниббаны сотапаной отличается от видения ее арахантом, нужно, наверное, быть арахантом. Поэтому "видит воду", "входит в колодец" — все это конечно, интересно, но смысла в подобных домыслах я лично не вижу. Но рад, что Вы все-таки согласились, что сотапана видит Ниббану.
Т.е. идущий за счет Дхаммы или веры, если это сотапатти-магга, это тоже сверхмирское состояние.
А если нет?
Скажу также несколько слов о джхане и упачаре, чтобы, надеюсь, уже закрыть эту тему, поскольку на форуме она всплывает снова и снова.
Во-первых — да — для достижения реализации пути-плода нужны джханы. За цитатой тут далеко ходить не надо: Махасатипатхана сутта — Объяснение факторов 8-ричного пути — Правильное самадхи. Джхана нужна в том числе и для достижения сотапаны (иначе получится, что сотапана практикует 7-ричный путь, без самма-самадхи).
НО. Понятие упачара самадхи в суттах, как мы знаем, не встречается, т.е., чтобы сказать, что упачара — это неправильно, нужно сначала определиться, что же такое джхана. Если мы смотрим только по канону, то там джхана — это отстранение от 5 ниваран + факторы джханы. И то, и другое в упачаре есть. Более того, в упачаре объект — тот же самый, что и в джхане (анапана патибхага-нимитта при анапанасати).
Таким образом, 1-ая джхана сутт в Висуддхимагге, комментариях и Абхидхамме фактически разделена на упачара самадхи и джхану. Или чтобы уж совсем наглядно: [1-ая джхана сутт] = [1-ая джхана Висуддхимагги] + [упачара самадхи]. Т.е. никакого противоречия с суттами тут нет. Отличие между джханой и упачарой только в том, что факторы джханы в упачаре не достаточно сильны и ум не "удерживается" на объекте, "соскальзывает".
Вообще, забавно бывает читать некоторых современных учителей, которые на чем свет стоит критикуют ВМ, что, мол, "Буддхагоса упростил всё до упачара самадхи, а у нас-то всё по-взрослому — с джханами". Но сами при этом говорят, к примеру, что нимитты в джхане нет. Т.е. критикуя Буддхагосу за упрощения, они под видом джханы учат концентрации, которая не дотягивает даже до упачара самадхи (в упачаре объект — патибхага нимитта, как и в джхане, а у них его нет).