Но мой лично опыт такой, что к более нравственному поведению, я пришел через практику памятования и сосредоточения.
Это вам только так кажется. Если действительно пришли, то из-за изменившихся воззрений.
Потому как для 99,99% буддистов прошлые-будущие жизни - вопрос веры, так зачем не потакать чувственным удовольствиям? Из-за веры в то, что 2500 лет назад кто-то так сказал?
Да.
Для Запада это в основном смешно и не рабочий метод знакомить людей с дхармой. Плохой метод.
Нет, метод хороший, лучший и другого не существует. А для кого не работает - то это люди плохие. В древней Индии времён Будды тоже были такие, кстати. Материалисты были, нигилисты. Так что про "современную Дхарму" не стоит тут говорить. Есть просто люди с развитыми качествами, есть с неразвитыми. Если ныне много людей с неразвитыми - удивляться нечему, упадок же.
С другой стороны, если есть интерес к медитации, то она может привести к определенным достижениям, вполне реализуемым в миру, в виде упачара самадхи, начальным прозрениям в 3 характеристики. Тогда человек может увидеть, что проступок - это проступок.
Ни к чему это не приведёт. А чтоб увидеть проступок как проступок - для этого никакие медитации не нужны. Дети дошкольного возраста на это способны даже.
Почувствовать бесполезность и страдательность страсти, гнева, их обусловленность прошлым опытом, отслеживая себя. Реализовать объединенный ум в концентрации и увидеть, что омраченные состояния грубы по сравнению с этим состоянием ума и так далее. В общем даже увидеть, что учение работает Будды, что это не на пустом месте все.
Опять таки никакая медитация для этого не нужна. Есть саморефлексия. Она отлично с этим справляется безо всяких медитаций. Вообще немедитирующие буддисты отлично всё это делают и для них всё прекрасно работает.
Если же человека лишать этого, убеждать что ни в коем случае не надо медитировать, то это значит лишать его шанса развиваться и, например, не попасть в нижние миры.
Вы, как и многие другие, меня по диагонали читаете, очевидно. Я нигде не говорю "ни в коем случае не надо". Я говорю, что в целом для подавляющего большинства это бесполезно, и развиваться человек может и без этого. Есть тому мильон живых примеров. Попробуйте уже выйти за пределы этой порочной парадигмы что "практика - это когда медитация" - и удивитесь, что буддизм прекрасно работает и без неё. Разумеется, вы можете сколько угодно медитировать - но никаких существенных результатов вам это не даст. Медитация, вообще-то, если вы не знали, имеет единственную 1 конкретную цель - джхана (7 фактор пути должен привести к 8-ому). Если её, джханы, нет, то не надо вообще говорить о каких-то там "успехах" - потому что все эти успехи другими методами достигаются. Воззрениями, усилиями, рефлексией, сдержанностью, направлением ума, настройкой восприятия и так далее и тому подобное. Но всё это делается без медитации - просто некоторые думают, что без неё всех этих вещей у них нет. Это большое заблуждение, потому что они есть.
Было бы замечательно, если бы в СНГ появилась своя сангха продвинутых практиков, бхикку, ставших арьями, прошедшими через долгие затворы, знающие досконально практику и способных разъяснять нюансы.
Безусловно, было бы хорошо, если бы в мире появились араханты. Но суть в том, что вы бы не вместили то, чему бы они учили. Все эти нюансы и прочее - для большинства людей (и буддистов в том числе) просто пустая информация. Люди не на таком уровне находятся, чтобы эффективно использовать подобного рода наставления. Скорее всего, если бы они пришли к настоящему живому арханту, который к тому же ещё бы и умел видеть чужой ум (иддха), то любые его наставления ограничивались бы 5 обетами А на всякие вопросы про медитацию он бы просто молчал .)
С одной стороны да, но с другой стороны не все так просто. Многие учителя, ачаны, монахи со стажами 20+ лет практики имеют разные точки зрения на необходимость тех же дхьян. Надо или нет. Если надо, то до какой дхьяны и так далее. Или, например, вопросы в связи с нюансами созерцании, мудрости, тут тоже все не банально. И говорить, что типа итак все понятно - очень опрометчиво. Будда опять же рекомендует обучаться у мастеров мудрости, если не хватает мудрости, у достигших самадхи, если не реализовано самадхи и т.д.
Это лишь говорит о том, что все эти ачаны ничего не достигли, раз их точки зрения идут в разрез с тем, что говорит сам Будда. Он, кстати, знал, что так и будет: http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an4_180-mahapadesa-sutta-sv.htm
Ну как не учил... В 1-5 веке практиковали, комментарии писались, практика велась, а потом традиция практиковать прервалась вероятно в школах Тхеравады, потом снова возродилась (и я считаю, что это хорошо). И вы сейчас это как норму преподносите, что не так, на мой взгляд.
Откуда у вас эта информация? Скорее всего просто вам так хочется думать. Но нет никаких исторических фактов это подтверждающих.
Все же это не так. И в наиболее близком по методам к Тхераваде Чань, Дзен люди практиковали и текст, комментарии писались непрерывно, не прерываясь в 5 веке. В тибетском буддизме еще лучше с этим, линии преемственности вполне исторически можно отследить. Опять же сейчас есть даже русскоязычные люди, которые проходили строгие затворы по 3 года и не по 1 разу. Оставив в стороне вопрос эффективности их практики, это серьезно и говорить что с медитацией у них не лады не стоит.
Опять-таки, вам так просто хочется думать. Как на деле было - вы ведь не знаете. Если написан какой-то там "мануал" какого-то там 12 века - это ведь ещё совершенно не значит, что прям вот там сидели все подряд безвылазно в пещерах и медитировали. Такую картинку рисует просто банальное неофитское воображение. Идеализм, называется. Сам себе выстроил в голове некий идеальный буддизм и начал верить, что так всегда везде было. Но вы исторические какие-то факты попробуйте откопать. Не сможете. Т.е. опять же "I want to believe", как в икс-файлз .) Почитайте лучше заметки (исторические) китайских пилигриммов в Индию. Как раз 5-7 век. То что они описывают там, очень далеко от рисуемого вами идеального буддизма. В 2 словах можно выразить так: "Засилие поповщины"
В той же Тхераваде тоже есть йогины много практиковавшие и понимающие что такое дхьяны, например, тот же Аджан Брахм. Да даже Валерий, который был на этом форуме, судя по описанию его опыта, их реализовал. И многие другие практики.
Заявлять можно о чём угодно. Красиво говорить, интересно писать (популярно в том числе, чтоб покупали лучше книжки). Но опять же реальность такова, что никто никаких джхан и прочих сверхспособностей продемонстировать на деле в реальной жизни не может.
Если розовые очки снимете, мир совсем другим окажется .)