Шанкарачарья Атма-шаткам - почти описание ниббаны

Список форумов Теория и практика ПОЛЕМИКА

Описание: Полемика и споры на любые темы, касающиеся буддизма.

#1 Уддхамсота » 02.02.2014, 13:49

Атма-Шаткам.

"Шесть строф о душе" (в нирване).

1.
Я не ум, не разум, не самость, не материя мысли,
Не органы слуха, вкуса, обоняния, зренья,
Не земля, не пространство, не огонь, не воздух,
Я — Бытие-Сознанье-Блаженство, я — Шива, я — Шива!

2.
Я не прана и не пять потоков,
Не семь основ тела, не пять оболочек,
Я не органы действия,
Я — Бытие-Сознанье-Блаженство, я — Шива, я — Шива!

3.
Нет для меня отвращенья, влеченья, нет ослепления, алчности.
Опьяненья гордыней нет для меня и чувства зависти нет.
Я не то, что должно, полезно, приятно, я не Освобожденье,
Я — Бытие-Сознанье-Блаженство, я — Шива, я — Шива!

4.
Я не добродетель, не грех, не услада и не страданье,
Не места поклоненья, не мантра, не Веды, не приношение жертв,
Я не вкушение опыта, не вкушаемое и не вкушающий.
Я — Бытие-Сознанье-Блаженство, я — Шива, я — Шива!

5.
Нет для меня ни смерти, ни страха, нет разделенья на касты,
Нет для меня ни отца, ни матери, ни рожденья;
Я не родственник и не друг, не гуру и не ученик.
Я — Бытие-Сознанье-Блаженство, я — Шива, я — Шива!

6.
Я формы лишен и обличья
Я всемогущ, я во всем и всюду, я неизменен,
Нет для меня освобожденья, нет для меня и оков.
Я — Бытие-Сознанье-Блаженство, я — Шива, я — Шива!

Итого:

Не ум, не тело, не органы чувств, не сознание, не какие-либо четыре великих элемента, нет смерти, нет рождения, не жизненная сила (прана), не форма, не влечение, не отвращение, не добрые и не злые поступки (можно считать камма).

Практически полный набор того, чем ниббана не является. Единственное отличие только в самой фразе "Бытие-Сознанье-Блаженство", которая несколько не вяжется.

Наверное, очень сильно повлиял буддизм, хотя исследователями это отрицается.
Уддхамсота M
Репутация: 116
Сообщения: 232
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

  • 7

#2 Федор » 02.02.2014, 14:12

Здесь описывается джхановый уровень "Безграничне сознание". Очень высокий уровень, но еще не Ниббана. Ниббана отличается от этого уровня прекращением сознания и основана на анатта. Здесь же присутствует и сознание и атта.
Ах, да. Еще, я смотрю, и "бытие". Ниббана же характеризуется уничтожением корней бытия.(Арахант "вырвал с корнем всякое бытие")
Еще. Тот уровень, который описан здесь - для Махаяны идеальный. Именно они провозглашают вечное сознание и вечное блаженство, как Ниббану.
Кстати, В МН (не помню, в какой именно сутте) описывается этот уровень и сказано, что здесь все еще не уничтожено "я" и это "я" утверждается в сознании. Этой джханы достигали и брахманисты, но они все-таки не были свободны от "Я".
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#3 Каверин Алексей » 02.02.2014, 14:32

Какая-то мутная история. Я бы не доверял такому человеку :eat:
evam me sutam
Каверин Алексей M
Аватара
Репутация: 672
Сообщения: 1119
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

#4 Федор » 02.02.2014, 14:42

Будда-то не единственный был, кто искал освобождения. Эта идея весьма популярна была в Индии того времени и до Будды. Другое дело, что за освобождение ученики разных школ принимали те духовные уровни, джханы, которых они достигали. Так что джханы - тоже не изобретение буддизма. Но истинного освобождения никто не достигал до Будды из-за одной ошибки - они утверждали атта при всех своих достижениях. Будда особо ничего не меняя в уже известных методах, вводит анатта и тем самым кардинально меняет мировоззрение в учении своих учителей- брахманистов и прорывается к истинному освобождению.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#5 SV » 02.02.2014, 15:12

Содержит внутреннее противоречие: "я не сознание, но всё же я сознание" :doctor:

Далее, Сандака, бывает так, когда некий учитель глуп и запутан. Поскольку он глуп и запутан, то когда ему задают такой-то и такой-то вопрос, он пускается в словесные извивания, точно уж на сковороде: “Я не говорю, что это так. И я не говорю, что это эдак. И я не говорю, что это иначе. И я не говорю, что это не так. И я не говорю, что это как-то иначе, чем не так”.

На этот счёт мудрый человек рассуждает так: “Этот почтенный учитель – глуп и запутан… точно уж на сковороде”.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#6 Федор » 02.02.2014, 15:16

SV писал(а): точно уж на сковороде

Разве ужей жарят?? :ujas:
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#7 SV » 02.02.2014, 15:27

SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#8 Уддхамсота » 02.02.2014, 21:27

Федор писал(а):Тот уровень, который описан здесь - для Махаяны идеальный.

Шанкарачарья мог позаимствовать у махаянистов такие идеи.

Хотя его труды считаются самой верной трактовкой... Упанишад.

Но вполне может быть и так, что идея мокши трансформировалась позже в идею истинной природы у махаянистов.
Уддхамсота M
Репутация: 116
Сообщения: 232
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

#9 Vlad.Z » 02.02.2014, 22:03

Федор писал(а):Очень высокий уровень, но еще не Ниббана. Ниббана отличается от этого уровня......
Поделитесь что сделали, как жили вы, для того чтобы постигнуть Ниббана.
Учить глупца все равно что строить замок из песка.
Vlad.Z M
Репутация: 58
Сообщения: 378
Зарегистрирован: 12.01.2014
Традиция: Ваджраяна

#10 Detonator » 02.02.2014, 22:30

SV писал(а):Содержит внутреннее противоречие: "я не сознание, но всё же я сознание"

Такие обороты скорее всего для случаев, когда есть например общепонятное слово "красный" но нет слова типа "розовый"
Detonator
Аватара
Репутация: 947
Сообщения: 1979
Зарегистрирован: 28.01.2014
Традиция: Нет

  • 1

#11 Маркион » 03.02.2014, 12:36

Уддхамсота писал(а):Наверное, очень сильно повлиял буддизм, хотя исследователями это отрицается.
Ничего себе отрицается.

Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. М.: Мысль, 1983. С. 103. писал(а):Как бы то ни было, буддизм, несомненно, существенно повлиял на ведантистскую традицию, с одной стороны обогатив её новыми типами аргументации, а с другой - изменив саму окраску "духовного ландшафта" ведантистов. Последний приобретает более мрачный колорит, на смену красочному миру ранних упанишад приходит сумрачный мир скользящих теней, где все цвета блекнут перед впитавшим в себя сияние солнца жёлтым одеянием саньяси...


Уддхамсота писал(а):Шанкарачарья мог позаимствовать у махаянистов такие идеи.
Он, скорее, оттачивал свою доктрину в полемике со всеми возможными философскими школами Индии, с буддизмом в первую очередь.

Уддхамсота писал(а):Хотя его труды считаются самой верной трактовкой... Упанишад.
Самой верной для адвата-веданты :smile:
Pāḷi - Язык Пали - Pali Language - https://vk.com/paali
Маркион M
Аватара
Откуда: Москва/Челябинск
Репутация: 1468
Сообщения: 1017
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Нет


Вернуться в ПОЛЕМИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 17 гостей