SV писал(а):Одинаково, но "умственная-умственная" камма - вещь отдельная, и не формируется при конкретном убийстве или воровстве или, например, ругательстве - даже если оно планировалось.
Это же относительное деление. Просто для удобства описания.
Представь:
1. Человек испытывает Каплан к Ленину недороброжелательность, аж до печёнок её пронимает. И ей прямо-таки хочется убить
2. Тоже самое, но после этого убивает
3. Тоже самое, но промахивается.
В чём тут разница в работе ума?
Однако первый случай условно будет отнесён к недоброжелательности - камма относительно лёгкая
Второй - к убийству - самая тяжёлая камма
Третий - к неоконченному убийству - тяжёлая камма, но более лёгкая, чем во втором случае.
Вообще, судя по всему, умственная-умственная камма это и есть разные виды воззрений, которые нужно создать, в том числе воззрения не упомянутые в суттах как воззрения. Например, воззрение - "быть злым хорошо", или воззрение "подставлять других людей нормально, человек человеку волк" и так далее. Тогда она, эта умственная-умственная камма будет сформирована, создана, принесёт конкретный каммический плод - например в виде рождения в нижнем мире, или какой-либо ещё.
На примере алчности это хорошо видно. Когда комментируют 10 акусала, то там есть камма воровства на уровне действий телом. А есть - алчности. Её иллюстрируют воззрением "пусть что-то станет моим"
Т.е., как пишет Па Аук Саядо, если в момент смерти человек для себя что-то такое сформировал (а не просто мимолётно подумал что-нить в духе "все козлы, жизнь не удалась", то одно только это само по себе его и утащит вниз по перерождениям.
Это - да. И в суттах же Будда говорит о важности воззрения и о том, что из-за неправильного это может увлечь в ад.
В этом моменте жизни умственная камма может сыграть большую роль даже без телесно-речевого действия.