#26 Tilakkhana » 22.03.2019, 14:12
DN 1 (Всеохватывающая сеть взглядов) описывает 62 неправильных взгляда. Столь детальное описание неправильных взглядов неслучайно. Это предупреждение для заблуждающихся.
Вообще, трудно себе представить, чтобы человек или любое другое живое существо, имеющие неправильные взгляды, не впали бы рано или поздно во все виды неправильного поведения. Прежде всего, они не будут практиковать Благородный Восьмеричный Путь, а это имеет решающее значение для будущего перерождения существ. В Суттанте довольно часто приводится и неправильный восьмеричный (и десятиричный) путь - антипод БВП. Это может показаться излишним, т.к. никто же сознательно не станет следовать неправильному пути, но этим противопоставлением правильного и неправильного пути подчеркивается, что вне БВП нет правильного пути (т.е. правильного взгляда, правильного намерения, правильной речи, правильного действия, правильных средств к существованию, правильного усилия, правильной внимательности (осознанности), правильной концентрации), - то есть без всего перечисленного нет освобождения.
Ментальное действие (поведение) наиболее ответственно за создание плодов каммы, потому что воля, четана, без которой нет сознательного телесного или вербального действия, является ментальным фактором и существенной составляющей каммы. В одной сутте (MN 56) эта тема о первичности ментального действия даже послужила причиной для драматического разрыва между домохозяином Упали и представителями школы нигантх (джайнов), последователем которой он был раньше, отстаивающих приоритет ответственности телесного действия в сравнении с ментальным. Упали принимает точку зрения Будды и становится его учеником.
В MN 22.15 Будда говорит: "Бхиккху, существует, эти шесть точек зрения (т.е. ложных оснований) для взглядов. Какие шесть? Здесь, бхиккху, необученный обычный человек, который не уважает благородных и неискусен и недисциплинирован в их Дхамме, который не уважает истинных людей и неискусен и недисциплинирован в их Дхамме, рассматривает материальную форму (рупа) так: 'Это мое, это я, это мое "я"'.Он рассматривает ощущение так: 'Это мое, это я, это мое "я"'. Он рассматривает восприятие так: 'Это мое, это я, это мое "я"'. Он рассматривает формации (санкхара) так: 'Это мое, это я, это мое "я"'. Он рассматривает видимое, слышимое, ощущаемое, познаваемое, встречаемое, искомое, мыслимое [им] так: 'Это мое, это я, это мое "я"'. И эта точка зрения для взглядов, то есть: 'Это - "я", это - мир; после смерти я буду постоянным, бессмертным, вечным, не подверженным изменению; я буду продолжаться столько, сколько длится вечность' - это также он рассматривает так: 'Это мое, это я, это мое "я"'.
Как бы ни было благоприятно существование человека в текущей жизни, это ни о чем однозначно не говорит: он может переживать сейчас плоды прежней позитивной каммы, но неправильные взгляды неизбежно приведут его к выполнению дурных дел и к мучительным перерождениям. Тем более, что, не управляемый в момент смерти правильными взглядами, он почти не имеет других вариантов перерождения, кроме плохого.