Список форумов › Теория и практика › ТЕОРИЯ
Tilakkhana писал(а):...Но это было бы, думаю, натяжкой.
))) Каждый раз когда я это слышу меня почемуто очень сильно улыбает ))Tilakkhana писал(а):Бодхисатта в Махаяне дает сознательный обет не достигать Нирваны до тех пор, пока хотя бы одно существо в сансаре страдает.
Как сказать. Например рупакая и дхаммакая в той или иной форме есть. Рупакайа - физическое тело Будды. Дхаммкая - то, что не является пятью ккхандхами и не находится где-то вне.Tilakkhana писал(а):В Тхераваде много чего нет, что есть в Махаяне. Нет доктрины трех тел,
По-другому, но суньата таки есть.по-другому трактуется суньята
Вот чего нет - того действительно нет.нет тождества сансары и Ниббаны,
Опять же в виде полноценного пути нет. но зёрна ботхисаттаяны есть и в тхераваде.нет пути Бодхисатты как средства избавления мира от страдания.
Однако панньапарами таки есть.Мудрость хотя и является одним из трех фундаментальных основ Пути, но не образует отдельного класса литературы праджняпарамиты, как в Махаяне,
Да, тут махаянцы фетишизировали конечно суньяту.etc. Пустота (суньята) не носит тотального характера в Тхераваде:
Потому в поздней махаяне и появилась идея, что путь бодхисатт и есть их плод.Главное онтологическое противоречие в "Великой Колеснице" я вижу как следущее: Бодхисатта в Махаяне дает сознательный обет не достигать Нирваны до тех пор, пока хотя бы одно существо в сансаре страдает. В Тхераваде сансара безначальна и бесконечна, и невозможно, по словам Будды, представить себе время в этом сансарическом потоке, когда бы существа, движимые жаждой и неведением, перестали страдать, не блуждали бы и не скитались в сансаре. Налицо неразрешимый конфликт основных принципов учений.
Да. В махаяне Будда чаще всего выглядит как идеал или функция. Он уже запределен миру и не похож на живого человека.Будда в Суттанте везде живой человек - с характером, выразительными физическими и психологическими чертами, речевыми характеристиками. То же и с разнообразными учениками - бхиккху, бхиккхуни, разными мирянами, богами и яккхами. В Махаяне Будда не человек и Учитель, а интеллектуальная функция, собирающая вокруг себя бесконечное количество "бодхисаттв-махасаттв". Разве что в Саддхармапундарике еще проглядываются в Будде какие-то живые черты.
Кстати этот момент на мой взгляд недооцениватют.Федор писал(а):Про путь Бодхисатты в Махаяне вы все правильно написали. Это у них получается такой призыв: не покидать сансару ни при каких обстоятельствах! Капец, Цель, противоположная учению Будды. Ну что делать - люди хотят вечно быть. и под эту жажду бытия подстраивают и перестраивают все учения. Поэтому, видимо, так популярна Махаяна. При этом я не отрицаю той мудрости, которая, несомненно, содержится в ней.
Сейчас этот форум просматривают: 32 гостя