sequeller писал(а):Вполне достаточно одной медитации на дыхании.
Распространённое мнение, очень распространённое, но оно будет отпугивать (ИМХО-ИМХО) процентов 70 народа сразу. Числа на-вскидку. Дыхание отпугнёт, т.к. у этих людей будет такой эффект, как сдавленность дыхания. Сам я перепробовал 100500 разных практик прежде чем как-то хоть чутка освоил дыхание. Вот не моё это и всё тут, хотя последнее время полегче стало. В общем, дыхание - это хорошо, но без фанатизма.
Сам я продвигаю как идеальный для начала некий вариант медитации на касину леса - сосредоточение на образе дерева. Сидеть, смотреть в дерево минут 15, удерживая в уме (внимании) всю крону целиком, но чисто технически не водя глазами и не перебирая элементы дерева по очереди. Неподвижность глаз имеет большое значение - чисто технически глаз направляется на 1 листик, но в поле зрения держатся все листья. Внимание должно быть именно на площади кроны дерева, т.е. "широкое" внимание. В какой-то момент поле зрения расширится ещё сильнее, будет легче видеть то, что не в фокусе зрения, что сильно справа и слева, могут онеметь руки и ноги, деревья могут слиться в единую зелёную массу (это ощущение "тотальности" ИМХО и называют касиной) и будут другие эффекты, которые в целом не нужны, но служат индикаторами. Побочка - если пристраститься, то садит глаза как компьютерные игры.
Вместо дерева ессно можно взять что угодно, но на деревья приятно смотреть, а удовольствие таки нужно, иначе много отвлечений.
И поддерживаю что метта-бхавана нужна и как минимум полезна на любом этапе практики. Без метты грызёт тоска, а это даёт неудовлетворённость любого объекта созерцания - т.е. непрерывные отвлечения ума. Но метту вызвать в себе чуть сложнее, чем "пялиться" на дерево.
цветок лотоса писал(а):Какие есть уровни медитации?
В своё время я потратил прилично усилий чтобы в этом хоть немного разобраться, но успехи были таксебе. Практиковать проще, чем понимать происходящее - вот предлагаю для начала не усложнять. Я б на первом этапе на "уровни" вообще не обращал бы внимания хотя бы по той причине что нет компаса среди всех этих уровней - вам без наставника будет сложно понять где вы находитесь и куда двигаться.
В теории есть джаны или джханы. Они подробно разобраны в абхидхарме. Это третья корзина свитков ПК. Фактически, это часть канона, но не от Будды, а от более поздних комментаторов. Надеюсь меня не побьют за мнение, что и абхидхарма, и все остальные источники описывают "уровни" из-рук-вон-плохо; подробно, но плохо.
цветок лотоса писал(а):Есть понимание у некоторых людей, что при медитации мысли отсутствуют.
Лукавят, скорее всего. Но мысли могут оооочень сильно замедляться, их действительно становится меньше и они становятся проще, скорее превращаясь в тяготения-влечения к неким образам.
Сугубо ИМХО мысли это как раз тот груз, который надо скинуть. Т.е. "просто смотреть" или "просто ощущать" - это то, как я понимаю новомодное слово "осознанность".
цветок лотоса писал(а):какие мысли при медитации?
Пожалуй самое главное что хотелось бы сказать. Медитация - ИМХО не путь понимания, не школа где всё прямо-перпендикулярно. Было бы просто, можно было бы не медитировать, а просто книжки почитать. Медитации - это путь создания себе настроения. Именно манипуляции с настроением и есть соль психопрактик. Должны настраиваться эмоции, гнев уходить, любящая доброта приходить.
Есть и побочные эффекты, вплоть до встречи с панической атакой (затягивающий водоворот страхов). Тут не буду утверждать что всё гладко. В медитациях найти можно что угодно.