Момент с вхождением в джхану в юности вполне легко объясняется. Уддака и Алара были первыми учителями. Именно у них он все 8 джхан освоил за относительно быстрое время (я думаю, не более 7 дней понадобилось, как в случае с Махамоггалланой и другими продвинутыми на тот момент людьми). Но потом его не устроило перерождение в этих сферах, так как постоянными он их не считал (тут интересен ещё новый вопрос - почему он постоянными их не считал, а его учителя считали). Соответственно, он ушёл, разочаровавшись в "пути джхан".
Затем много лет практиковал и слушал ещё самых разных учителей и саман, всё перепробовал, доведя до максимума, и ничего не сработало. Тогда он стал искать зацепку, некий намёк, который мог бы ему указать правильность направления, и, очевидно, воспоминание о спонтанном вхождении в джхану в детстве и стало этим намёком и зацепкой (то есть, что практикуемый в самом начале путь таки был верным). В тот момент, когда он это вспомнил, к нему ещё пришло и некоторое прозрение (цитирую): «почему я боюсь этого удовольствия [джханы], которое не имеет ничего общего ни с чувственным удовольствием, ни с неумелыми умственными качествами?» Сложив эти 2+2 он и решил опять заниматься джханами - и много времени на это не потребовалось - нужно было лишь устранить телесные недуги из-за прошлой аскезы: Я подумал: «Более я не боюсь этого удовольствия, которое не имеет ничего общего ни с чувственным удовольствием, ни с неумелыми умственными качествами, но которого трудно достичь с настолько истощённым телом. Что если я приму какую-нибудь твёрдую пищу – немного риса и каши?» Тут ещё примечательно то, что он уже знает, что его трудно достичь с истощённым телом. Очевидно, он его уже много раз достигал, раз знает это. То есть достигал и под учительством Алары и Уддаки.