#34 Денис » 07.05.2014, 08:33
Отрывки из книги Мастера Кайсена "Дзадзен и сатори"
"«Когда ум ни на чем не задерживается, появляется истинный ум» (Алмазная сутра)
Во время дзадзен из подсознания поднимаются образы, мысли, творения ума. Они проплывают, как тени перед зеркалом, и совершенно естественно исчезают.
Когда мысли больше не задерживаются, появляется изначальное, универсальное сознание.
Когда уже нет поисков истины и отсечения иллюзий, нас наполняет универсальное сознание.
Посредством практики истинного дзадзен можно понять, что все мысли пусты, они не обладают никакой реальной субстанцией, они приходят и уходят. Таким образом мы можем постичь существование интуитивного, изначального сознания, совершенно отличного от обычного, повседневного сознания нашего «я»."
Д. Гоулмен. МНОГООБРАЗИЕ МЕДИТАТИВНОГО ОПЫТА
Глава 12
ЯПОНСКИЙ ДЗЭН
Один из прежних мастеров Сото дзен Гоген (1971, стр.62) писал:"Не имеет значения насколько хорошо вы говорите, что знаете... эзотерические и экзотерические доктрины; до тех пор ваш ум цепляется за тело, вы будете тщетно пересчитывать чужие сокровища, не приобретя их для себя даже на полпроцента".
Учителя Дзен подчеркивают необходимость совершенствования достигнутого впервые
Сатори путем дальнейшей медитации – до тех пор, пока оно, в конечном счете, не будет
пропитывать собой всю жизнь медитирующего. Судзуки (1949) описывает эту конечную
стадию ума как стадию, когда факты повседневного опыта принимаются такими, какими
они приходят; все события входят в сознание медитирующего и воспринимаются без
реагирования на них. Это "нереагирование", как поясняет Blofeld (1962), "не означает
впадения в тупой транс, но является исключительно ясным состоянием ума, в котором
воспринимаются детали каждого явления без каких либо суждений или привязанностей."
Ху Хай, старый мастер Дзен, выражает это такими словами: "Когда события происходят,
не реагируйте на них. Удерживайте свой ум от остановки на чем бы то ни было." А
дзенский мастер 14 века Бассуи поучает, что "дзадзен – это ни что иное, как
всматривание в свой собственный ум, без презрения, но и без восхищения теми
мыслями, которые в нем возникают. Такое нейтральное положение является и
средством и целью Дзен. Оно должно выйти за пределы времени сидения в дзадзене, и
должно быть привнесено во всю остальную жизнь. Рус Сасакаи (Miura, 1965, p.XI)
объясняет: "Человек, опытный в практике дзадзен, не зависит от того, находится ли он в
спокойном месте на своей подушке для сидения. Те состояния сознания, которые
вначале достижимы лишь в медитации, постепенно становятся продолжительными,
распространяясь на всякую деятельность, в которую он только вовлечен."
На конечной ступени Дзен – стадии "не-ума", – спонтанная ясность Сатори проявляется
во всех действиях. Здесь сливаются воедино цели и средства. Испытав непостоянство
всех вещей, то, что "жизнь есть страдание, а все формы есть "ку" пустота и ничто",
человек прекращает цепляться за феноменальный мир, хотя и продолжает действовать.