SV писал(а):Да, замечание интересное
. Квадратные скобки со словом [вновь] стоят именно в переводе Бодхи, т.е., видимо, это его идея, основанная,
Если так, то тогда в суттах точно нет утверждения, что после ниродхи есть возможность НЕ стать арахантом...
Вот аналогичная сутра из агам (перевод на англ.). Там тоже говорится, что если монах может входить в состояние прекращения распознавания и чувств и выходить, но не обрел высшего знания (т.е. не стал арахантом), то он может переродиться божеством с телом, сотворенным из разума и там снова мочь входить и выходить из этого состояния.
http://www.buddhismuskunde.uni-hamburg.de/fileadmin/pdf/analayo/2012-02lecture.pdfНасчет совершенства в нравственности, сосредоточенности и мудрости, есть разные выражения. Например, если посмотреть
вот эту сутту, где говорится о монахе совершенном (wholly accomplished) в этих трех, то на пали тут "sīlesu paripūrakārī hoti, samādhismiṃ paripūrakārī, paññāya paripūrakārī.
А в Ниродхасутте (АН 5.166) другое выражение: sīlasampanno samādhisampanno paññāsampanno. Правда не настолько знаю пали и сутты, чтобы сказать, это то же самое или есть отличие.
В переводе сутры из агамы довольно-таки понятно написано, что речь идет о монахе, который может входить и выходить в состояние прекращения сознавания и чувств, но не обрел высшего знания (т.е. не стал арахантом) и что он может переродиться божеством с телом, сотворенным из разума и, будучи божеством входить и выходить из этого состояния. Т.е. что не о двух разных монахах. По-моему, у бхикху Бодхи, даже если убрать квадратные скобки, то же самое читается:
Монахи, монах, совершенный в нравственном поведении, сосредоточении, и мудрости, может входить в прекращение восприятия и чувствования и выходить [из этого состояния]. Но если он не достигает окончательного знания в этой самой жизни, [то тогда], переродившись среди некой группы созданных-из-разума [божеств], которые превосходят тех, что кормятся съестной едой, он может [вновь] входить в прекращение восприятия и чувствования и выходить [из этого состояния]. Есть такая возможность.