Bozon писал(а):Если еще более точно - мы и являемся физическим телом, с производной от него психикой и сознанием, иначе придется вводить понятие души или каких-то похожих вещей.
Совсем не обязательно вводить понятие души. Но кое-что, помимо зависимости от материи, в объяснении становления, развития, изменения психики человека (а не животного) ввести придётся.
Ребёнок рождается с полным набором генетической информации, который будет определять функционирование его тела в разные периоды жизни. Почему, например, темперамент, считают врожденным свойством? Потому, что скорость и сила нервного возбуждения обусловлены генетически. Но даже тут, у человека есть возможность изменить без фармакологии то, что, казалось бы, ему не подвластно (были случаи, когда люди, поехав на недельный тренинг за город, попадали в деструктивную организацию и подвергались мощнейшей психологической обработке, их личность полностью ломали и перестраивали по своему вкусу, менялся даже темперамент, что раньше считалось невозможным).
Так вот, я подхожу к тем двум вещам, которые не позволяют нам говорить, что все определяется материей. Генетический набор не отвечает за содержание сознания. Приведу новогоднюю аналогию:)) Мозг это пустой мешок деда мороза: у каждого деда мороза (человека) он есть: у кого-то большой или маленький, прочный или хлипкий, целый или в дырах. Кто-то с течением времени сможет его заштопать, а у кого-то он совсем обветшает. А вот, какие подарки будут в этом мешке, решает сам дед мороз.
Наука не занимается конкретным содержанием сознания здорового человека, это ей не подвластно. Свобода выбора человеком реакций по истине огромна (здесь мы подходим к буддийскому понятию "четана", а также говорим о воззрениях, устремлениях, усилиях...).
Вторая вещь, которую наука признаёт одним из факторов влияния, и который так же не контролируется материей, это обстоятельства. Не зря же доктора говорят: "Прогноз благоприятный, но надо подождать и посмотреть приживается или нет новое сердце:))) И обстоятельства играют роль в развитие и изменении психики с рождения и до конца жизни (здесь мы можем говорить о "камме").
Значение обстоятельств очень велико в детстве. Ребёнок зависим от взрослых, и мало что может изменить в своем окружении, может только приспособиться (опять же камма, кому-то повезло с окружением, а кому-то нет). А во взрослом состоянии появляется возможность влиять и на окружающую действительность, и на себя.