Список форумов › Теория и практика › ТЕОРИЯ
Федор писал(а):Но возможно ли обратное - уменьшение жажды в состоянии счастья?
Разве уменьшение жажды может привести к Освобождению? Пока присутствует неведение, 12-звенная цепь будет продолжаться. И если в какой то момент времени жажды мало, при наличии неведения - это лишь временное явление, пусть и менее страдательное.Поэтому боги по логике должны быть ближе к Ниббане. Жажда у них очень слабая (чего им желать-то?)
Но этого не происходит. Почему? Потому что их не подстегивает страдание? Или чтобы освободиться от жажды (которая и есть страдание), нужно разбить лоб об нее?
a_aleksey писал(а):Разве уменьшение жажды может привести к Освобождению?
Пока присутствует неведение, 12-звенная цепь будет продолжаться. И если в какой то момент времени жажды мало, при наличии неведения - это лишь временное явление, пусть и менее страдательное.
А полное отсутствие страдания скорее отдаляет от Ниббаны.
если ты хочешь пить есть два варианта:Федор писал(а):Мой вопрос конкретен: счастье ослабляет жажду?
Счастье, как приятное переживание, является непосредственной причиной жажды. Его хочется переживать снова. Но в момент счастья жажда может быть меньше проявлена, это да.Федор писал(а):счастье ослабляет жажду?
Федор писал(а):Получается, чем несчастнее существо (мир), тем его жажда сильнее. Чем выше и совершеннее мир - тем жажда тоньше и слабее.
По известным причинам, я не считаю это состояние идеальным, просто оно хорошо иллюстрирует мой вопрос (отсутствие или уменьшение жажды в счастье)
Bozon писал(а):Нет, счастья нет без жажды. Покой - не эмоция, а счастье - эмоция. То, что Будда называл ниббану "высшим счастьем" имеет совсем другой смысл.
Не надо их так рассматривать, это не лесенка к НиббанеФедор писал(а):Тем более, если рассматривать иерархию небес, как лесенку к Ниббане
Satou писал(а):Не надо их так рассматривать, это не лесенка к НиббанеФедор писал(а):Тем более, если рассматривать иерархию небес, как лесенку к Ниббане
Счастье (суккха) - это состояние обратное дуккхе. Суккха вытесняет дуккху. И то и другое - ведана. Телесная или умственная.Федор писал(а):Здесь меня интересует (в третий раз говорю) ослабление жажды в состоянии счастья. Джханового, например, счастья, которое соответствует небесным мирам. Джханами ведь мы не пренебрегаем, нет?
В связи с этим мне подумалось, что в высших мирах (к которым мы приближаемся в джханах) жажда ослаблена или преодолена вообще, именно поэтому те миры гораздо более совершенны. Именно потому, что там нет жажды! И их обитатели были бы свободны, если бы преодолели неведение. То есть для них неведение - единственная преграда к освобождению. Для нас - далеко не единственная.
Ну не знаю, как еще объяснять, о чем я.
Федор писал(а):А джханы - не лесенка? Можно без них обойтись?
это имеет определенное название-"зависимость", "привязанность",которая становится причиной страдания,если человек лишается этого.Налицо причинно-следственная связь о которой и поведал миру Будда,устрани причину и страдание перестанет "быть"Bozon писал(а):. Но мы здесь сразу же видим, что счастье связано с какими-то условиями.
masterjack писал(а):который его приобрел, помнит старое состояние ума, может сравнить
Сейчас этот форум просматривают: 70 гостей