SV писал(а):Откуда такая порочная система обучения началась, можно прочитать
тут.
Прочитал статью. Не вижу ничего порочного, наоборот, на мой взгляд - это прекрасно. К 19 веку, буддизм тхеравады сильно деградировал, а местами практически исчез, это было и в Таиланде, и в Шри-Ланке, и в Бирме, большинство храмов было заброшено, а монашество превратилось в жречество. И такое мощное движение по возрождению буддизма, обучению мирян, массовой печати буддийской литературы - это здорово, это вдохнуло жизнь в тхераваду, и помогло распространиться Дхамме во всем мире. Кто знает, если бы не было такого движения в Бирме, реформ в Таиланде, и возрождения буддизма на Ланке в конце 19 века, то может быть он уже совсем бы увял, и вряд ли мы знали бы о нем в России.
Нет ничего страшного, что миряне массово практикуют БВП во всей полноте. Пускай мирской образ жизни и не способствует практике, но все равно среди такого количества практикующих будут и те, кто достигнет высот, и те кто захочет осознанно обратиться в монашество, а не потому-что родители в детстве лишний рот отдали в монастырь.
Ну и большой плюс, что детей в школе Дхамме учат, и в школьной программе предмет есть, и воскресные школы при монастырях функционируют. На Шри-Ланке, дети из всех школьных предметов, лучше всего знают английский язык и буддийское Учение. Я когда на Ланке, на побережье океана жил, с тетенькой одной общался в храме, так у нее с собой в женской сумке, вместо косметички, как у наших женщин, были книги по Дхамме, Аджана Сумедхо и т.п., в т.ч. по Абхидхамме. А люди там в выходные, вместо кабаков и дискотек, всей семьей посещают святыни, и лекции по Дхамме с медитационными затворами в монастырях. Такому только радоваться нужно.
P.S. А вот настоящая угроза для Дхаммы, расцветает как раз в монашеской среде, в виде дхаммакаи. Многие не дооценивают ее опасность, но ее глава уже возглавил Тайскую Сангху, и мне видится, что как раз это может привести к настоящему упадку и искажению Дхаммы, как минимум в Таиланде.