Antaradhana писал(а):Федор писал(а):Но я думаю, что и небытие - тоже страдание. Во всяком случае, я вижу его как страдание. Интуитивно этот "холодый сон могилы" меня страшит и причиняет страдания. А Ниббана - нет.
Тут надо иметь в виду, что в Индии, как во времена Будды, так и сейчас, менталитет людей и их взгляды на смерть, сильно отличались(ются) от европейских. У них не распространена концепция смерти - как вечного небытия. Смерть для них страшна, не потерей своей индивидуальной личности, чего так страшатся европейцы, а физической болезненностью и неизбежным перерождением (возможно в более плохих условиях), а также необходимостью все начинать сначала (эдакий "день сурка", преисполненный мук и страданий). Поэтому небытие, например современными индусами, (если они вообще в силах понять его в тех же коннотациях, что и европейцы), как минимум будет не столь негативно восприниматься, как оно воспринимается европейцами, а вполне возможно, что оно будет восприниматься ими позитивно.
Буддизм, к слову тоже для некоторых европейцев страшен, после того как они внимательно ознакомятся с ним в певроисточнике, а не в искаженной, популярной форме. Ведь это путь сурового самоограничения, отвращающий от жизни, направленный на искоренение жажды к жизни, и в конце концов, ведущий к угасанию существования. Ведь любая форма существования - аничча, а значит - дукха. А для многих индийцев времен Будды (как и для некоторой части населения в современных традиционных буддийских странах), мокша, ниббана - прекращение бесконечных мук рождений, жизней и смертей, прекращение существования - это величайшее благо, которое так сложно понять европейцам с их образом мышления.
Буддизм, он разный бывает), есть и такой: http://board.buddhist.ru/showthread.php?t=25496&p=758778&viewfull=1#post758778 , http://board.buddhist.ru/showthread.php?t=25496&p=758875&viewfull=1#post758875
Хотя даже в рамках Тхеравады, могут быть разные взгляды, как например у Анандамайтреи - http://www.dharma-tour.ru/#!book-16/cnjb и Тханиссаро. Или вот даже у Ассаджи, или бханте Топпера и SV (для одного париниббана - абсолютная реальность, для другого - смерть материалиста без перерождений).
P.S.: Тот-же Анандамайтрея, говоря о ниббане (в том фрагменте, речь была о анупадисеса ниббане), ссылался на традиционный комментарий: "В Сача-санкхепе, говорится что нирвана это не разрушение, не уничтожение и небытие, нирвана, это состояние превосходящее пять скандх" (это из книги "Раскрывая Дхарму"). А если мы ратуем за традицию, то надо придерживаться традиции, не отвергая канонические комментарии.