О Суттаваде
Начать, видимо, стоит с того, что суттавадой называлась одна из 18-ти школ буддизма, образовавшихся в первые века существования исторического буддизма. Относилась эта школа к ветви Тхеравады и генетически была связана с Сарвастивадой. Её особенностью было то, что в качестве аутентичных, заслуживающих доверия, источников учения в ней признавались лишь сутты (сутры) и виная. Комментарии же, типа Абхидхармы, либо не рассматривались вовсе, либо рассматривались с осторожностью. Эта школа просуществовала в отдельном виде недолго, растворившись в океане Тхеравады.
- Скрытый текст
- Тем не менее, сам этот подход, видимо, никогда не умирал в недрах традиции, поскольку именно такой подход был рекомендован наставнику Бханте Вималарамси во время его поисков оригинального учения Будды. "Старший монах Шри Ланки", Бханте Пуннаджи, посоветовал ему обратить свой взор на сутты и следовать непосредственно слову Будды, отставив разного рода комментарии, даже такой известный и широко используемый текст как Вишуддхи Магга.
Собственно с этого совета и началась новая история школы Суттавада. Следуя ему, Бханте Вималарамси сделал для себя некоторые очень важные открытия, которые со временем оформились в конкретные методы. В своём изучении источников он старался отталкиваться от сущностных моментов учения, общих для большинства основных сутт. В его работе у него были и предшественники, такие как дост. Ньянавира, который, по сути, декларировал суттавадинский подход в 1950-х годах 20-го века. Не так давно Бханте Вималарамси объявил, что его школу можно называть Суттавадой, в память о той, изначальной, суттаваде.
Надо сказать, что подход к самой практике, декларируемый Бханте Ви, как его часто называют, не является эксклюзивно суттавадинским. Нечто подобное можно встретить, например, в наставлениях Тхить Нят Ханя, досточтимого Прамоте Памоджо и других учителей. Эти наставления живо напоминают инструкции, даваемые наставниками Сото-дзэн, Дзогчен и Махамудры. Заслуга Бханте Ви, как мне кажется, заключается главным образом в том, что он изложил учение Будды с западной технологичностью, со всей определённостью и последовательностью, которая свойственна западному уму. Это делает его метод особенно эффективным.
Именно эффективность стала тем, что заставила меня, человека, прошедшего через многие учения, обратить пристальное внимание именно на Суттаваду. Будда говорил, что отличительной чертой его учения является то, что она НЕМЕДЛЕННО ЭФФЕКТИВНА. То есть она даёт эффект сразу же, как только мы применяем этот метод на практике. Так вот, с методами, излагаемыми Бханте Вималарамси, дело обстоит именно так.
Некоторые же из выработанных им методов - например практика Прощения или метод 6R - не встречались мне больше нигде и на мой взгляд это просто жемчужины.
Отсюда
Группа "школы" в контакте