Лотос или нет

Список форумов Теория и практика БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Описание: Всё, что касается практики в самом широком смысле.

  • 3

#1 balabust » 30.10.2013, 10:35

В суттах нигде точного указания в какой позе сидет не замечал
просто сел скрестил ноги под собой держи туловище ровно будь осознан к дыханию.
Я так думаю значит не принципиально как ты скрещиваешь ноги как тебе удоно или именно поза лотоса(т.е пятку на бедро:D)
balabust
Репутация: 412
Сообщения: 554
Зарегистрирован: 23.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#2 maraudeur » 30.10.2013, 10:39

Лично я в лотоса сесть немогу я шаматху на табуретки пракию.В тебецком буддизме говрят пофиг как лишбы тело не отвлекало можна даже лёжа :umnik:
Последний раз редактировалось maraudeur 30.10.2013, 10:40, всего редактировалось 1 раз.
А я все жду прилета черных самолетов...
maraudeur M
Аватара
Откуда: Алтай
Репутация: 429
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 23.10.2013
Традиция: Нет

  • 3

#3 Михаил Макушев » 30.10.2013, 10:39

мне кажется это не принципиально. Я к примеру после травмы не то что лотосом, а вообще сильно напрягать голеностоп не могу. Но как-то надо медитировать...
Михаил Макушев

  • 4

#4 Соня » 30.10.2013, 11:00

Я думаю все зависит от человека, не всем дана такая гибкость, чтобы в позе лотоса без напряга долго сидеть.
Думаю главное не как ты ноги складываешь, а насколько ты осознан в процессе.
Соня F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1004
Сообщения: 484
Зарегистрирован: 07.10.2013
Традиция: Тхеравада

#5 Epihod » 30.10.2013, 11:59

Я считаю главное, чтобы такого проявления как боль не было. Если взять за точку отправления Анапанасати сутту, то рассматривая созерцание тела:

Скрытый текст
Созерцание тела

Каждый раз, монахи, когда монах:
1) делая долгий вдох, знает: «Я делаю долгий вдох»; или, делая долгий выдох, знает: «Я делаю долгий выдох»;
2) делая короткий вдох, знает: «Я делаю короткий вдох»; или, делая короткий выдох, знает: «Я делаю короткий выдох»;
3) [Когда он] тренируется так: «Ощущая всё тело, я буду вдыхать»; тренируется так: «Ощущая всё тело, я буду выдыхать»;
4) тренируется так: «Успокаивая телесную формацию, я буду вдыхать»; тренируется так: «Успокаивая телесную формацию, я буду выдыхать»,
- то в этом случае монах пребывает в созерцании тела в теле, будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив жажду и неудовольствие по отношению к миру. И почему? Я называю это определённым видом тела, монахи, то есть, вдох и выдох. Поэтому, монахи, в этом случае монах пребывает в созерцании тела в теле, будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив жажду и неудовольствие по отношению к миру.

Получаем, что, концентрируясь на длинных и коротких вдохах и выдохах, восприятие утончается. И затем внимание переключается на все тело, как бы размазываясь по всему его объему, тело ощущается целиком. Если же присутствует ярко выраженный очаг боли, то распылить внимание не получится. Нужно восприятие фоновое. И следующей ступенью становится успокоение телесной формации, то есть прекращение восприятия тела. Как это сделать с болью в колене или лодыжке я ума не приложу. Поэтому самым главным считаю комфортное положение в медитации, никакой боли. Если сидя не выходит медитировать продолжительное время, то стоит начать с лежачей позиции (шавасаны к примеру). И работать над сидячими позами, а какими это уж на вкус и цвет. Основная проблема лежачей позы - опасность задремать. Впрочем это только мои умозаключения :upset:
Лучше ужас конца, чем ужас без конца.
Epihod M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 253
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#6 SV » 30.10.2013, 12:44

И следующей ступенью становится успокоение телесной формации, то есть прекращение восприятия тела.

Успокоение телесной формации - это успокоение дыхания, а не восприятия тела :shy: :smile:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#7 Epihod » 30.10.2013, 13:19

SV писал(а):
И следующей ступенью становится успокоение телесной формации, то есть прекращение восприятия тела.

Успокоение телесной формации - это успокоение дыхания, а не восприятия тела :shy: :smile:

Почему именно дыхание? Получается в 3 пункте тело подразумевает собой именно тело, а в 4 "Я называю это определённым видом тела, монахи, то есть, вдох и выдох"?
Лучше ужас конца, чем ужас без конца.
Epihod M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 253
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#8 Савелов Александр » 30.10.2013, 13:22

На многих изображениях различные Будды сидят в полулотосе!
Майтрея сидит на скамеечке с прямой спиной.
Если при медитации в позе лотоса или полулотоса из за болей не удаётся сосредоточится то можно медитировать в позе "кучера": Сидим на низком стуле, спина прямая ноги скрещены, глаза прикрыты , при блужданиях ума взгляд направлен ниже уровня бровей, при склонности ко сну вовремя медитации взгляд направлен выше уровня бровей!
Так же довольно эфективен для начинающих модифицированый дзадзен на сложеном одеяле или специальной подушечке!
Вложения
8.gif
Очнись смотрящий
Покуда нет причины Тебя нет тоже.
Савелов Александр M
Аватара
Откуда: г. Магнитогорск
Репутация: 151
Сообщения: 164
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Ваджраяна

  • 2

#9 Mira » 30.10.2013, 14:21

Сейчас сижу "по бирмански" (очень удобно, и можно полностью сосредоточиться на дыхании), до этого сидела как-то иначе и боль переодически на себя внимание перетягивала. Положение ног, мне кажется, не так важно, а вот спина должна быть прямой (если скрючиться, то ерунда какая-то получается, а не медитация).
Mira F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 2229
Сообщения: 1135
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#10 SV » 30.10.2013, 14:59

Почему именно дыхание? Получается в 3 пункте тело подразумевает собой именно тело, а в 4 "Я называю это определённым видом тела, монахи, то есть, вдох и выдох"?

Потому что кайя-санкхара (телесная формация) - это вдох и выдох, а не тело.
(тут есть матчасть по этому вопросу - http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn41_6-kamabhu-sutta-sv.htm)

Полностью телесная формация (т.е. вдох и выдох) прекращается в четвёртой джхане.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 5

#11 Epihod » 30.10.2013, 15:37

Благодарю за ответ. Так вот и исправляем неверные воззрения :agree:
Лучше ужас конца, чем ужас без конца.
Epihod M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 253
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 6

#12 Топпер » 31.10.2013, 13:21

Важность позы лотоса пришла, как я понимаю из индуизма через махаяну. Там её связывают с правильным либо неправильным течением энергии пран в теле. Для тхеравады же важнее устойчивая, удобная поза, позволяющая сидеть долго. В Шри-Ланке монахи вообще на стульях сидя медитируют.
Топпер

#13 Pavel » 15.01.2014, 11:50

Как для меня, так лотос - весьма устойчивая поза, легко держать спину прямой. Вот только больше часа в ней сидеть не получается - ноги начинают болеть. В остальных позах (полулотос, и т.п.) спина устает, сгибается ... хотя тоже не всегда.
Pavel
Репутация: 15
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 10.10.2013
Традиция: Тхеравада

#14 ae » 15.01.2014, 13:13

SV писал(а):Успокоение телесной формации - это успокоение дыхания, а не восприятия тела :shy: :smile:
Формально верно, но сложновато согласиться, что успокоение формирователя не сказывается соответствующим образом на формируемом и на восприятии сформированного. :upset:
ae
Репутация: 279
Сообщения: 432
Зарегистрирован: 05.01.2014
Традиция: Нет

#15 SV » 15.01.2014, 13:30

Что именно вы имеете в виду?
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#16 ae » 15.01.2014, 13:46

Я имею в виду, что само приводимое Вами определение кайя-санкхара верно формально, но это противопоставление - "успокоение дыхания, а не восприятия тела" кажется мне странным и не соответствующим духу наставлений о медитации дыхания - ведь одно не исключает другого, а наоборот - успокоение физического тела достигается через успокоение кайя-санкхара, как объясняет, напр., дост. Ачан Буддадаса:
физическое тело, не может управляться нами напрямую. Это вне наших возможностей. Однако, есть способы, как управлять им, контролируя его не напрямую, а через дыхание. Если мы воздействуем определённым образом на одно из наших тел, тело дыхания, то это отразится на другом теле, физическом. Вот почему мы берём дыхание, в качестве объекта для тренировки. Управление дыханием на любом из уровней равнозначно регулированию физического тела на этом же самом уровне.
http://www.theravada.ru/Teaching/Books/Anapanasati/anapanasati-01-naumenko.htm
ae
Репутация: 279
Сообщения: 432
Зарегистрирован: 05.01.2014
Традиция: Нет

#17 SV » 15.01.2014, 13:51

Как раз успокоение восприятия на ранних стадиях медитации - это ошибка. По сути, вместо того, чтобы сделать восприятие мощным и чётким, вы пытаетесь его расслабить и размазать. Так не делается, конечно. Успокаивать нужно именно дыхание, а для того, чтобы это сделать, восприятие должно быть неимоверно чётким.

Другими словами, если вы настроили восприятие так, что не можете уловить дыхания, хотя оно в действительности довольно грубое - то это впадение в заблуждение, а не прогресс.

И, нет, восприятие никоим образом не влияет на саму формацию дыхания. На неё влияет общий соответствующий умственный настрой, само желание успокоить дыхание. Аналогичным образом, например, можно в себе прервать внутренний диалог, если он начался. Или вообще расслабить любую внутреннюю речь. Это делается вовсе не через успокоение и размазывание восприятие внутренней речи, а с приложением соответствующего волевого намерения. Совсем другой психический механизм тут задействован.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#18 ae » 15.01.2014, 14:00

Извините за назойливость, просто хочу уточнить, Вы на какое сообщение ответили в #17?
ae
Репутация: 279
Сообщения: 432
Зарегистрирован: 05.01.2014
Традиция: Нет

#19 SV » 15.01.2014, 14:01

Если не цитирую, то значит на предыдущее :smile:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#20 ae » 15.01.2014, 14:10

В таком случае мне следует объяснить, чем вызвано моё замешательство. Я нигде ни словом не обмолвился ни о своих личных обстоятельствах, ни об успокоении дыхания посредством успокоения восприятия тела, а описывал прямо противоположный процесс - посредством успокоения дыхания успокаивается тело и в равной мере восприятие этого успокоенного тела.
ae
Репутация: 279
Сообщения: 432
Зарегистрирован: 05.01.2014
Традиция: Нет

След.

Вернуться в БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 22 гостя