.
В Суттанипате (I.3, v.58 (24)) говорится о том, что следует прибегать к человеку ученому (знающему), носителю Дхаммы, превосходному другу, одаренному проницательностью.
Параматтхаджотика, комментарий на Суттанипату, комментируя этот стих, приводит следующий великолепный сюжет о том, кто может называться "ученым".
Некий царь спрашивает у восьми приглашенных им паччекабудд, сидевших на террасе, кто они. "Великий царь, мы называемся учеными", – отвечали они.
Царь обрадовался и подумал: "Я царь, чье имя Ученый Брахмадатта, однако я никогда не был удовлетворен ученостью. Пусть же я услышу от них разнообразное и всестороннее учение о благой Дхамме".
И царь служил им во время принятия пищи и в заключение обеда взял чашу для подаяния у одного отшельника, почтил его, сел перед ним и сказал: "Бханте, пожалуйста, учи меня Дхамме".
Тхера сказал: "Да будешь ты счастлив, о великий царь. Пусть будет разрушено вожделение". После чего встал и ушел.
Царь огорчился и подумал: "Нет, он не учен, этот отшельник. Другой должен быть ученым. Завтра я услышу от него разнообразное и всестороннее наставление в благой Дхамме".
На следующий день царь опять пригласил их отобедать у него. И снова все повторилось как в первый раз, и царь попросил другого пачекабудду учить его благой Дхамме,
Второй отшельник сказал: "Да будешь ты счастлив, о великий царь. Пусть будет разрушена ненависть".
Так повторялось и на третий день, когда третий отшельник сказал: "Да будешь ты счастлив, о великий царь. Пусть будет разрушенозаблуждение". После чего встал и ушел.
И другие отшельники также последовательно отвечали царю на его просьбу о наставлении в благой Дхамме и говорили о разрушении перерождения, разрушении круга (рождений и смертей), разрушении упадхи ("присвоения", приобретения, привязанности ко всем вещам феноменального мира, материальным и ментальным, вплоть до приобретения кхандх (агрегатов психофизического организма) и привязанности к ним) и разрушении жажды.
Тогда царь подумал: "Эти отшельники говорили, что они знающие и ученые, однако они не дали мне разнообразного и всестороннего учения. Что это может значить?"
Он начал исследовать значение их высказываний. Когда он исследовал высказывание первого паччекабудды: "Пусть будет разрушено вожделение",. он понял, что когда вожделение разрушено, то ненависть, заблуждение и все другие загрязнения также разрушены. Он остался довольным этим и размышлял дальше: "Эти отшельники поистине учены в прямом смысле. Точно так же как когда какой-нибудь человек, указывающий пальцем на великую землю или пространство, не указывает только на область размером с его палец, но указывает на всю землю и все пространство, точно так же каждый из этих отшельников указал мне только на один принцип (причину, источник), и с ним неограниченные принципы были указаны".
Желая для себя такого понимания и учености, этот царь оставил свое царство, ушел из домашней жизни в бездомность, развил инсайт (випассана) и достиг просветления паччекабудды. И произнес этот радостный и вдохновенный стих.
***
Мне не приходилось встречать в оригинальной Суттанте подобного краткого наставления, но оно, очевидно, не противоречит слову Татхагаты. Мне не совсем ясно только с первым термином (lust, вожделение, страсть, желание, жажда), который следует, видимо, все-таки отнести к более общему толкованию термина – "жадность" (как часто повторяющийся в суттах термин триады (жадность – ненависть – заблуждение). "Lust" как "страсть", "желание" (рага), по-видимому, здесь будет узким толкованием. Палийского эквивалента термина в переводе Параматтхаджотики я не нашел. И почему-то мнение восьмого паччекабудды отсутствует. Вероятно, его ответ подразумевается в словах царя "все другие загрязнения".
Параматтхаджотика дает также более развернутое толкование термина "ученвый", коментируя его двояким образом: как полностью "ученый в писаниях", то есть в знании Трех Питак через знание их значения, и "ученый в проникновении" (ниббедха, пативедха), через проникновения (постижение) путей, плодов, чистых знаний и суперхнаний. Возможно, просьба царя о широком наставлении в благой Дхамме было связано с с таким пониманием.
